В Архангельске открылась выставка созданных в Арктике картин Лады Подольской
АРХАНГЕЛЬСК, 31 марта. /ТАСС/. Выставка "Анатомия айсберга" художницы Лады Подольской (Москва) открылась в музее Художественного освоения Арктики им. А. А. Борисова в Архангельске, передает корреспондент ТАСС. В экспозиции представлены работы, созданные в ходе экспедиции по арктическим морям на научно-экспедиционном судне "Михаил Сомов" в 2023 году. В конце июля, когда "Сомов" сел на мель в акватории архипелага Земля Франца-Иосифа, участников экспедиции пересадили на научно-исследовательское судно "Профессор Молчанов", часть картин написана на нем.
"Я представляю выставку по итогам экспедиции на "Михаиле Сомове" в 2023 году. Это раз. Но эта экспедиция была в том числе связана с моим личным проектом, который я для себя определяю как изучение пространства во времени и времени в пространстве, - рассказала ТАСС Подольская. - Потому что Арктика является той самой чистой плоскостью, в которой ты можешь провести исследование времени - как человек определяет время, как пространство вокруг него мгновенно меняется".
Всего на выставке представлено 43 работы. Автор делит их на несколько категорий как по технике исполнения, так и по тематике. Центральная тема экспозиции - это образ массивного скопления льда, айсберга. Айсберг - символ бессмертия и циклического возрождения, физический объект, некоторым образом перемещающийся в пространстве и времени. "И айсберг в данном случае - это в определенной степени символ России, потому что айсберг - это символ вечности, - отметила художница. - Россия есть такой айсберг, который вечен. Он может поменять форму: из физической перейти в метафизическую, потом опять в физическую".
Акварельные работы посвящены категории времени: тому, что идет изнутри личности и подвержено циклическому или линейному движению. Пастели посвящены исследованию категории пространства вокруг, его постоянно меняющейся структуре, ее уязвимости и изменчивости. "Пастель - очень хрупкий материал, на нее дунешь, и все улетит. Вот точно так же пространство в Арктике меняется - ты дунул, и все улетело, и уже другое, она постоянно меняется", - пояснила Подольская.
История и современность художественного освоения Арктики
Часть работ - это быстрые зарисовки с натуры, отражающие жизнь и работу в экспедиции. Автор сравнивает некоторые из них с иллюстрациями, которые запечатлевают мгновения. Например, в одной из работ соединились черты капитана "Сомова" Виктора Гиля и ученого-океанолога Михаила Сомова, в честь которого названо судно. "Лицо капитана, оно как бы трансформируется, это специально сделано, что оно и вроде бы похоже и на Гиля, и похоже на Сомова. То есть вот такая трансформация происходит: "часть команды, часть корабля", что любой капитан, приходящий на "Михаила Сомова", становится частью "Михаила Сомова", его истории. Поэтому здесь портретное сходство уходит и в сторону Гиля, и в сторону Сомова", - сказала она.
В работах Подольской очень точно переданы цветовые эффекты высокоширотной Арктики, как айсбергов, неба, столовых гор Земли Франца-Иосифа, озера Космического на острове Хейса, так и оттенка красного палуб "Михаила Сомова". А некоторые картины показывают атмосферу работы в Арктике. "На корабле есть череп мамонта, которому 10 тыс. лет, и моряки корабля считают, что это приносит им удачу, притом что, например, у северных народов это наоборот символ неудачи, - показала Подольская этюд с черепом мамонта. - Тут мы подходим к моменту, что все исходит от человека, как он воспринимает что-то, так оно и будет. И, очевидно, он приносит удачу, потому что все передряги, которые случались с этим судном, закончились удачно. Значит, он приносит ему удачу".
На выставке также представлены произведения известных живописцев Арктики Александра Борисова и Степана Писахова. Борисов был инициатором первой русской высокоширотной художественной экспедиции в 1899 году. Работы художников ХХ века позволяют выстроить преемственность поколений и показать, как работали живописцы в Арктике сто лет назад и сейчас. В рамках культурно-образовательной программы будет организован "Музейный этюд", это цикл мини-выставок учащихся детских школ искусств и художественных студий Архангельска.
Выставка "Анатомия айсберга" организована при поддержке Северного Управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Союза художников России, Московского отделения Союза художников России. Выставка будет работать до 2 июня.