Возвращение «Щелкунчика»

К сожалению, в Курске нет своего театра оперы и балеты. Однако куряне уже дважды побывали на балетных спектаклях «Щелкунчик и Мышиный король» и «Чиполлино», поставленных создательницей балетной школы «Антре» Мариной Усатовой и её дочерью Марией. Марина Георгиевна – экс-балерина Тбилисского театра оперы и балета имени Захария Палиашвили. Ей довелось работать с Майей Плисецкой, Михаилом Лавровским, Вахтангом Чабукиани, Людмилой Семеняка, когда знаменитые хореографы приезжали в Грузию на гастроли. Премьера «Щелкунчика» состоялась год назад, с тех пор он проходит с неизменным аншлагом. В грандиозном хореографическом проекте более 90 участников. Уникальность балетов Марины Усатовой в том, что на сцене рядом с профессиональными исполнителями работают будущие артисты – студенты колледжа культуры. Но главные участники яркого хореографического шоу – дети, воспитанники её школы. Трудные снежинки Как и в классической постановке, уже в первом акте создаётся волшебная атмосфера праздника, сказки. Главная героиня Машенька и её родные встречают гостей. Действие разворачивается прямо в зале. Начинается «световой» снегопад, и на сцену поднимаются нарядные гости. Крёстный Дроссельмейер приносит детям в подарок волшебные игрушки, которые оживают. Участниками постановки стали и родители учеников «Антре» – они танцуют на балу. Второй танец, историко-бытовой, исполнили ребята из коллектива «Ритурнель». При подготовке спектакля первым заданием юным артистам балета стало прочитать сказку Гофмана. – Очень сложным был танец снежинок, – говорит второй балетмейстер, директор школы «Антре» Мария Усатова. – Дети серьёзно работали не только над хореографией, но и с нотным материалом. Красивая, но трудная, недетская музыка, очень много синкоп! Низкий поклон детям за то, что они смогли её правильно услышать. Работали очень музыкально! Партию Феи Драже исполнила одиннадцатилетняя Лиза Кириллова. Девочка занимается в балетной школе с четырёх лет. – Вначале мы просто хотели выработать у дочери правильную осанку, – рассказывает мама девочки. – Но она увлеклась всерьёз. Лиза очень любит классическую музыку, обожает сказки Гофмана и мечтает стать балериной. В «Антре» дети приходят в три года. Возрастных ограниченной при приёме практически не существует. – Ребята начинают учиться в нашей школе и в 16 лет, – поясняет Мария Усатова. – «Антре» начала работать в 1994 году, после того как мы, семья военнослужащих, переехали в Курск. Первыми учениками стали дети военнослужащих посёлка имени Жукова. Сегодня они уже приводят к нам своих малышей. Сейчас мы перебрались в Курск и базируемся в школах №27 и 55. До недавних пор в коллективе не хватало мальчиков. Недавно ситуация изменилась. В этом году труппа пополнилась несколькими способными ребятами. Самые талантливые ученики школы «Антре» продолжают образование в хореографических училищах страны – в Воронежском хореографическом училище, в Академии танца Бориса Эйфмана. – Они будут артистами балета, проходят подготовку уже не на любительском, а на профессиональном уровне. – Одна из наших задач – развить в детях лидерские качества, – объясняет Мария Усатова. – Для того чтобы ребёнок мог выйти на сцену, он должен быть именно лидером. Детям, которые сейчас планируют получать профессиональное хореографическое образование, это понадобится. Понятно без слов С партией Машеньки справились ученицы «Антре». Знаменитый «Розовый вальс» во втором акте «Щелкунчика» исполнили 19 студентов Курского колледжа культуры. – Ребята нам очень помогли, – рассказывает Марина Усатова. – Директор Курского колледжа культуры Алексей Конорев сразу поддержал наш проект, его очень вдохновила идея создания детского балета. Алексей Иванович дал возможность будущим хореографам реализовать себя в новом для них жанре. На роль Щелкунчика пригласили студента колледжа культуры Тимофея Сукманова. Хореографией он увлекается с четырёх лет. – Долгое время я занимался народными танцами в хореографической студии «Виктория», – рассказывает парень. – В девять лет меня было не оторвать от экрана, когда выступали хореографические коллективы. С классическим танцем более близко познакомился после поступления в колледж. С радостью принял предложение участвовать в постановке Марины Георгиевны. Чтобы довести спектакль до желаемого результата, потребовалось колоссальное количество сил и времени. Наиболее сложной и эмоционально напряжённой сценой является пробуждение Щелкунчика. Ведь я должен был сыграть человека, который рождается заново. Одна из ключевых в спектакле – партия Дроссельмейера. Именно он держит всю интригу. Её великолепно исполнил выпускник Курского колледжа культуры артист Курской государственной филармонии Григорий Ульянов. Сейчас он работает в прославленном коллективе «Соловьиный край России». – Считаю, что классический танец – основа всей хореографии, и народной, и современной, – уверен он. – Танцую уже 11 лет. В хореографию пришёл, когда мне было десять. Занимался в образцовом детском коллективе Курской области – хореографической студии «Виктория». В колледже у меня была замечательный педагог по классическому танцу Нина Павловна Решетникова. Она и посоветовала поучаствовать в балете «Щелкунчик». Что было самым сложным? Меня выдвинули на одну из главных ролей. Это ответственно! Ведь ты обязан показать другим артистам – подросткам, детям, какой должна быть хореография. Одна из самых интересных сцен для меня – Дроссельмейер оживляет Щелкунчика. Очень эффектна сцена боя – армия Мышиного короля и главный герой. В этот момент на сцене почти вся труппа – 90 человек. Участвовали и самые маленькие, и средняя группа, и взрослые. Дедушку Машеньки сыграл не нуждающийся в представлениях актёр и шоумен Денис Дощечкин. Его герой танцует на балу с хозяйкой дома. – Жесты и мимика артиста балета и драматического артиста разные, – объясняет Марина Усатова. – Денис Валерьевич окончил Театральное училище имени Бориса Щукина. Было очень интересно, когда мы с ним отрабатывали мимику. Каждый вносил свою лепту. Нам удалось синтезировать спектакль так, что он стал понятен и близок даже маленьким зрителям. Мышка, покажи глазки! Младшим артистам балета, принявшим участие в постановке, всего пять лет. Им достались самые бурные аплодисменты. На сцене дети показали не только хореографическую подготовку, они работали и как драматические артисты. Только что малыши представляли грозную армию Мышиного короля, и вот они уже трепетные грациозные овечки. Как удалось добиться перевоплощения? Оказывается, психологическая адаптация в образе проходит по системе Станиславского. Но её изучают в старших классах «Антре». А как объяснить всё малышам? – Первоначальный образ создаёт мотивация, – говорит Мария Усатова. – Объясняю: «Ты – мышка. Ты съела кусочек сыра и очень довольна собой. А если у тебя хотят забрать угощение? Покажи свои глазки! А теперь станцуй. Когда ребёнок чувствует свою роль, он не может танцевать плохо. Но если он не понимает своего героя, танец для него лишь механическое движение. Восторг зрителей вызывает всё – волшебная музыка Чайковского, мастерство исполнителей, великолепное оформление сцены, роскошные сценические костюмы. Костюмы – работа семьи Усатовых. А ведь такими нарядами может похвастаться далеко не каждый профессиональный театр. Их создавали на протяжении трёх лет. А дошивали в ночь перед премьерой! – Шьёт вся семья, – объясняет балетмейстер. – Гости, которые бывают у нас впервые, немало удивляются обилию костюмов, манекенов. Хореографы, которые имеют большие коллективы, всегда умеют шить. Без этого – никуда. Когда создаётся спектакль – творчеству преград нет. Ткани покупаем в Москве. Но вначале выбираем, в каком цвете мы хотим сделать этот праздник. Сейчас мы дорабатываем спектакль. Подъюбники для пышных платьев закупали в Китае. Помогали родители. Средства на создание костюмов мы берём из наших фондов, куда они делают взносы. Пачки для снежинок – профессиональный пошив, мы бы не справились. Мария Игоревна специально пошла на курсы кройки и шитья, серьёзно изучала историю костюма. Деревянных лошадок, на которых скачут солдатики, выпиливал муж. Он же делал ружья, клеил головные уборы для гусаров. Для роли бабушки, которую исполняет Марина Усатова, она купила парик – делать каждый раз причёску для бала очень сложно. – Цветы покупаем на рынке, – продолжает Усатова. – Если большие – обрезаем, подбираем под образ. В балете много требований, в том числе и к причёске. Причёска балерины – волосы, аккуратно собранные в пучок. Ничего не должно отвлекать от грациозных движений тела. Потому даже самые маленькие артисты выходят на сцену с гладкой балетной причёской. В классической постановке «Щелкунчика» танцоры в пуантах. В «Щелкунчике» артисты в атласных балетных туфельках. По правилам хореографических конкурсов в девять лет ребёнок может уже может выйти на сцену на пуантах. Занимаются на них дети и в «Антре». Это есть в обязательной программе. Выступая на конкурсе сольно, ребёнок может выбрать обувь. Конечно, если полы позволяют. И если речь идёт о небольшой хореографической композиции. Пуанты – сложная техника. Два часа на пальцах – с такой задачей может справиться только профессиональный артист балета. – Однажды мне довелось организовывать кадетский бал, – рассказывает Марина Усатова. – Я увидела, как девочкам нравится танцевать с мальчиками. Вот здесь – подать руку, а там – склонить голову. Классический танец воспитывает благородное отношение к девушке, женщине. Сейчас Марина и Мария Усатовы совершенствуют спектакли «Чиполлино» и «Щелкунчик». Готовится и новая постановка. Какой спектакль увидят поклонники курского балета? Пока создатели спектакля держат ответ в секрете. Ясно, что это будет праздник классики, хореографии, красоты. И снова путешествие в сказку. И спектакль «Щелкунчик» мы вновь увидим в канун Нового 2025 года. От первого лица – Хочется высказать слова огромной благодарности руководителю этого проекта Усатовой Марине Георгиевне, всем педагогам-хореографам! – говорит профессор кафедры хореографии Орловского государственного института культуры Лариса Бухвостова. – Вы сделали свою, авторскую трактовку этого балета! Я не увидела ни одной знакомой вариации. Лексика была простой и доступной для исполнения в каждой возрастной группе детей! Оригинальное, массовое решение знакомых вариаций! Браво! Миманс, состоящий из родителей участников балетной школы «Антре», работал на сцене профессионально! Дети, родители, студенты колледжа культуры весь репетиционный процесс слушали шедевральную музыку Петра Ильича Чайковского! Вот это и есть воспитание подрастающего поколения: нравственное, эстетическое и патриотическое! Без лозунгов и громких слов преподаватели балетной школы и колледжа культуры воспитывают чувство прекрасного. Елена ГАМОВА Фото из архива студии

Возвращение «Щелкунчика»
© Курская правда