Бесплатные помещения для Почты России предложили выделять в жилых домах
Минцифры вышло с инициативой, согласно которой застройщики будут безвозмездно передавать "Почте России" часть площадей на первых этажах жилых зданий. Эксперты считают, что предлагаемую меру необходимо расширить на всех участников рынка доставки, поскольку они все оказывают в том числе и коммерческие услуги.
Как заявил глава Минцифры Максут Шадаев на заседании комитета Госдумы по информационной политике, это обеспечит присутствие компании в новых точках массовой жилой застройки.
"У нас сейчас очень много строится жилья - это массовая застройка. Нужно вводить обратно советские нормативы. У нас они остались по социалке - в части детских садов, школ, поликлиник. "Почта" из этих нормативов ушла, а застройщики, которые вводят это жилье, должны определенные площади на первых этажах передавать безвозмездно "Почте России", - заявил Шадаев.
В свою очередь глава комитета Александр Хинштейн поддержал эту инициативу.
Сегодняшний уровень интернет-торговли и потенциал ее развития обязательно нужно учитывать при строительстве и проектировании новых жилых комплексов и другой застройки, уверен президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов.
"Речь идет не только о планировании площадей для открытия ПВЗ, также важно наличие городской инфраструктуры для доставки, в том числе курьерских служб - например, разметка для велодорожек, дополнительные остановочные пункты. Пока такая инфраструктура стала проектироваться только в Москве, в остальных же работа курьеров значительно усложняется и основным способом доставки товаров остаются ПВЗ и магазины. В качестве примера здесь можно использовать зарубежный опыт, так, например, в Китае, где доля интернет-торговли в общем объеме розницы уже около 30%, при планировке застройки обязательно предусматриваются места для постаматов, дополнительные велодорожки для курьеров и остановки",- сообщил он "РГ".
"При проектировании современных комплексов надо предусматривать всю необходимую инфраструктуру на первых этажах не только для Почты России, но и для маркетплейсов. Это касается не только пунктов выдачи заказов, но и дорожек для курьеров, постоматов и др", - уверены в Яндекс.Маркете.
В Авито, OZON и Wildberries не смогли прокомментировать "РГ" инициативу главы Минцифры.
В советских нормативах было, конечно, очень много хорошего и выверенного, но надо понимать, что ранее вся стройка была государственной, и государство формировало соответствующую политику, в том числе и распределение тех или иных площадей в соответствии с нормативами, рассуждает член Общественного совета при Минстрое Михаил Викторов. "Сейчас ситуация изменилась, застройщики частные, и любая нагрузка ложится на себестоимость квадратного метра, - отмечает он. - Я думаю, что предусматривать соответствующие площади для размещения не только почты, но и маркетплейсов - надо. Не берусь сказать, надо ли это делать исключительно в сторону только одного государственного оператора. Все-таки конкуренцию никто не отменял".
"Отделения почтовой связи можно считать не менее важной социальной инфраструктурой наравне с поликлиниками, детскими садами и школами. Граждане регулярно пользуются услугами почты", - считает член Генсовета и комитета по строительству "Деловой России" Владимир Прохоров. В последние годы в местах массового строительства многоквартирного жилья подобная инфраструктура действительно отсутствует, говорит он. У жителей новых кварталов в пешей доступности нет почтовых отделений, что доставляет определенный дискомфорт. При этом почти в каждом многоквартирном доме есть помещения для коммерческих целей, которые, как правило, занимают небольшие продуктовые магазины, кофейни, парикмахерские, аптеки, пункты выдачи заказов. Отделения почтовой связи нельзя в прямом смысле назвать коммерческой организацией, поэтому подобная инициатива имеет место, считает Прохоров. В то же время инициатива требует существенной проработки.
Во-первых, нужно четко понимать, какое количество почтовых отделений требуется на определенное количество жителей. Во-вторых, стоит подумать, все ли такие отделения должны оказывать полный спектр услуг. Возможно, имеет смысл часть из них организовать по принципу пунктов выдачи заказов с возможностью приема писем через почтовые ящики. "Такое решение позволит застройщикам концептуально не менять существующие проекты, - говорит Прохоров. - Ведь любое отделение почтовой связи как минимум должно иметь складское помещение для хранения как отправляемых, так и получаемых грузов, а также доступный подъезд для грузового транспорта, не препятствующий комфортному проживанию граждан. И конечно, подобные решения - это дополнительные расходы для застройщиков, которые так или иначе будут перекладываться на жильцов либо влиять на себестоимость остальных коммерческих помещений".
В домах, которые строит компания, всегда предусматриваются помещения для почтовых отделений, в зонах большой застройки (больше двух домов) почта всегда находится в зоне досягаемости, заверяет вице-президент ГК "Страна Девелопмент" Александр Гуторов. Арендная ставка пониженная как для необходимого социального объекта. "Говорить о полностью бесплатных помещениях , наверное, не совсем корректно, потому что "Почта России" так или иначе ведет и бизнес-процессы - доставки, работа с маркетплейсами и т. д.", - считает он.
Застройщики и так зачастую выполняют функцию государства, возводя за свой счет социальные объекты, отмечает заместитель гендиректора компании "Унистрой" (Казань) Искандер Юсупов. "Дополнительная нагрузка в виде почты явно нежелательна, - говорит он. - "Почта России" является пусть государственной, но коммерческой структурой и вполне способна арендовать или приобрести помещение самостоятельно. Сейчас настолько развиты курьерские доставки и настолько много пунктов выдачи заказов с маркетплейсов, что непонятно, зачем почта в целом-то и нужна, кроме отправки писем".
Предусматривать площади надо не только для "Почты", но и для других участников рынка
Некорректно вводить в нормативы показатель почтовых отделений и коррелировать его с объектами социальной инфраструктуры для коммерческого предприятия, получающего прибыль, уверены представители застройщика "Красная Площадь Дом 1" (Курск). Почта, по их мнению, должна приобретать коммерческие помещения, пусть даже по средней стоимости кв. м коммерческой недвижимости в регионе, а не по заявленной застройщиком.
Почтовые отделения обычно занимают достаточно большую площадь, поэтому передача застройщиком помещений на безвозмездной основе маловероятна, так как в этом случае издержки либо лягут на застройщика в качестве дополнительной социальной нагрузки, либо будут закладываться в стоимость квартир, что увеличит их стоимость, особенно в небольших ЖК, говорит гендиректор ГК "Жилой Квартал" (Башкортостан) Евгений Вечков. Если же почта будет заходить в качестве арендатора или будет готова выкупить помещения, то эта идея вполне реализуема.
Если застройщик должен выделить небольшой процент коммерческих площадей для почты в рамках проекта квартальной застройки, то речь идет о незначительном удорожании, говорит директор по продажам ГК "Полис" Анастасия Иващенко. Если же эта нагрузка будет вменяться на точечную застройку и небольшие дома, то потеря львиной доли дорогостоящей продаваемой площади коммерции, которая будет передаваться на безвозмездной основе, существенно повлияет на маржинальность проекта. Для компактных проектов это решение будет очень болезненно и может поставить под вопрос перспективу строительства проекта в целом.