Тексты помогают обезболить. Поэт-химик рассказал о том, зачем он пишет стихи
Сегодня в проекте #встречисавтором человек, который смешению красок посвятил 30 лет своей жизни и превратил это в преуспевающее дело. Он находит и смешивает компоненты из сотни оттенков так, чтобы было невозможно отличить от оригинала. Так и с его поэзией: он перебирает сотни слов, чтобы сложить их в стих… Стих, который тронет сердца, который не оставит равнодушным. В интервью "Омск Здесь" поэт с благородной бородой и улыбающимся из-под очков взглядом Юрий Белогорохов рассказал, из какой химии состоит его поэзия, какие гормоны помогают ему писать стихи и почему химик, смешивающий автокраски, посвящает свою жизнь художественному ремеслу. - Юрий, вы сказали, что начали сочинять стихи в 1987 году, вам тогда был 21 год. Что вас подтолкнуло к этому? - Это был второй год службы в армии. Видимо, просто дорос. До этого только декламировал классиков. - Но записываете вы свои стихи только последние два года. Не жалко вам того, что ушло в небытие, что было написано до того, как стали вести их запись? - Хорошо, что они вспоминаются не в точности, как были изначально. За то время, пока они хранились в памяти, как-то подшлифовались. С тех пор как я начал записывать, то, что я потом читаю, рассказываю, - это тоже примерно одна четверть от того, что я сочиняю. Так что мне очень многого не жалко. Здесь даже можно процитировать Владимира Маяковского: "Изводишь единого слова ради Тысячи тонн словесной руды". - Вы возвращаетесь к своим записанным стихам, перерабатываете, дорабатываете их? - Обязательно, очень часто и по многу, поэтому не тороплюсь публиковать. Но коротенькое, то, что мне кажется, что там уже нечего дорабатывать, я иногда выкладываю сразу в соцсети. - Насколько ваша поэзия изменилась с тех пор, как вы начали сочинять? - Как и я сам, осталась той же, но прибавила в весе и обросла навыками. - Важно ли автору, поэту работать над словом? - Ну, как я уже процитировал классика, работать над текстом надо обязательно. И то, что было сначала, оно ведь иногда приходит так, как чувствуется уже в конце, после того как закончил над ним работать. В общем, это процесс, и работать над словом, на мой взгляд, нужно обязательно. - Вы пишете стихи, публицистические материалы, а учились на химическом факультете и уже 30 лет колеруете автомобильные краски и учите колористов. Почему выбрали профессию, которая совершенно не связана с литературой и языком? - На химическом факультете и позже я занимался полимерными материалами, которые как раз буквально представляются мне одним целым с литературой и особенно языком. Филологи критикуют меня за то, что текст, записанный на нуклеиновых (и рибонуклеиновых, отдадим должное дамам) кислотах, я понимаю как базовый Логос, средством трансляции которого служит Логос филологов (литература), который я считаю деривативным. Но, кроме эмоций, по сути, моей логике противопоставить нечего. Особенно после того, как я упоминаю "нейроэндокринный отклик на литературное произведение" с отсылкой на то, как образы, обрабатываемые в неокортексе ( участвует в сенсорном восприятии, выполнении моторных команд, визуализации двумерных и трёхмерных структур и формировании речи - прим. ред. ), в итоге декомпилируются в лимбической системе до химических сигналов. - Что вас вдохновляет в моменте на то, чтобы написать стихотворение? - Любые события отражаются, и дальше начинают возникать слова, чувства. Сердце бьётся чаще, мозг работает чётче, и начинается литературное творчество. Иногда меня поглощает какая-то идея. Она сжимается до уровня стихотворения, и тогда я это записываю или запоминаю. Потом дорабатываю, разминаю эту мысль, и в итоге рождается стих. - Вы писали, что занимаетесь публицистикой со схемами. Что это значит? - Иногда для того, чтобы сложить какую-то картину происходящего или образ будущего, мне лучше его сначала представить в виде какой-то блок-схемы. Визуализировать - что из чего вытекает, что на что влияет и так далее. А потом по схеме уже можно хорошо рассказать, написать статью или доклад. Иногда эти схемы можно показать на экране и наглядно объяснить, что из чего вытекает. Для меня это комплексный процесс создания визуальных образов и объяснений к нему. Наверное, как у любого человека, который хочет донести свои мысли до широкой публики. - С поэзией такой подход работает? - С поэзией нет. Поэзия - это короткие отрывки мысли. Вот одно длинное я прочитал во время съёмок, но там и без схем всё понятно. Но думаю, что видеоряд на это всё можно наложить. Но это ещё в будущем. - В чём для вас химия поэзии, из каких элементов строится стих? - Я только могу перечислить гормоны, которые влияют на это. Хотя можно и пофилософствовать. Главный компонент, у меня во всяком случае, это боль души, интеллектуальная боль. Вот тексты иногда помогают обезболить. Так что, наверное, вот из этого химия поэзии состоит. Опять же поэзия моего творчества - это одно, а поэзии в целом…. Видимо, не мне рассуждать. Есть люди, которые в этом понимают гораздо больше. Филологи, например. - Вы сказали про душевную, интеллектуальную боль. Что её вызывает? - По мотивам истории прошлой гражданской войны меня преследует образ комиссара, который вынужден расстреливать тех, до кого не успел, не смог достучаться словами. Этот трагичный образ, а не видение прекрасной дамы, служит мне музой. Я должен найти слова, которые спасут людей от расстрела. Мой долг - создать спасительный Логос перед лицом хитросплетения угроз в условиях тотальной лености ума. - Про гормоны всё-таки расскажите - тоже интересно. - Это гормоны надпочечников: адреналин, норадреналин, кортизол. Они блокируют инсулин, тогда всё топливо идёт в мозг, и он работает. Сердце бьётся, углеводы поступают в мозг, и в нём возникает на других скоростях что-то такое, что в обычном состоянии возникнуть не может. Моя работа, вот эта самая лакокрасочная, она тоже здорово тренирует мозг. Возможно, именно с таким тренированным мозгом я и пришёл к литературному творчеству. Надеюсь, что этим не закончится. - Вы почти 30 лет занимаетесь смешиванием красок. Вам ещё не наскучило? Чем привлекает эта работа? - Эта работа затягивает так же, как и разгадывание кроссвордов. Нужно выбрать несколько пигментов из сотни с лишним, имеющихся в системе, и найти их соотношение, в результате чего получается цвет, совпадающий с образцом. Разгадывать красочные кроссворды за деньги... Как это может наскучить? - Юрий, вы сказали, что лакокрасочная работа тренирует мозг. Как именно? Какие процессы отвечают за эту тренировку? - Собственно, частично на этот вопрос я только что ответил. Но в этой тренировке ещё есть и человеческий аспект. Надо много общаться с клиентами - как с профессиональными автомалярами, так и с обычными владельцами автомобилей. Общение это предметное и конструктивное, поскольку результат, цвет окрашенной детали виден невооружённым глазом и поддаётся чёткой очевидной оценке. Это заставляет держать свой мыслительный аппарат в тонусе и дисциплине. - Что вам помогает сделать жизнь более красочной? - Вот такую задачу я перед собой не ставлю. У меня красок в жизни и так более чем достаточно. Да и нужно ли её делать более красочной? Думаю, что жизнь в целом должна быть достаточно блёклой и будничной, а красочными должны быть только моменты. Например, праздники, победы. Вот их нужно раскрашивать. А если мы всю жизнь будем делать яркой, то в итоге эта красочность приестся. Тогда и отдельные значимые события станут блёклыми и скучными. - Юрий, давайте вернёмся к поэзии. Во время съёмок, вы так красиво прочитали свои стихи. Не все авторы так умеют, как этому научиться, что вам помогает? - Многократное повторение, до сотни раз каждого стихотворения. Потому что их надо прочувствовать, подшлифовать текст. Надо прослушать то, как звучат сами слова, сочетаются друг с другом, какая там "музыка". И иногда чувствуешь, что какая-то загвоздочка. Начинаешь думать, как, чем заменить. И иногда смысл меняется к лучшему. - На съёмке вы сказали, что ещё не добрались до написания прозы. Когда это произойдёт, о чём она будет? - Это будет разведка будущего. Фантастика. Разумные геномодификаты, которые нужны для колонизации космоса. И космос будет как спасение для заповедной планеты Земля от них. Женщины-кошки, которые молятся перед иконами советских лётчиц Великой Отечественной. Экспериментальная антропология в закрытых институтах по изучению хлыстовства и Вуду. Судьбы и чувства людей не только переднего края, глубин и высот, но и их репродуктивно-кормовой базы, к которой я причисляю и себя. Искусственное самадхи для перезапуска иммунной системы... Сплав Мэтта Ридли и Френка Герберта, Чехова и Ильенкова. Начать это я планировал в 2026 году, но потом повысили пенсионный возраст, и теперь проект под угрозой. Нужно как-то пересобраться, отменить сон и начать уже этим летом. Фото: Александр Тень, а также предоставлены героем публикации