В "Сатириконе" пушкинская повесть стала трагифарсом

Нынешний сезон смело можно назвать "пушкинским" - к 225-летию Александра Сергеевича театры по всей стране, один за другим, начинают представлять свои премьеры по произведениям поэта.

В "Сатириконе" пушкинская повесть стала трагифарсом
© Российская Газета

В Театре им. Евгения Вахтангова совсем скоро выйдет спектакль Анатолия Шульева по "Повестям Белкина", в Ленкоме Алексей Франдетти репетирует музыкальную версию "Маленьких трагедий" (называться она будет "Кабаре Пушкин"), а Сергей Безруков в Губернском и Павел Сафонов в Театре Армии взялись за "Капитанскую дочку".

"Юбилейный" спектакль появился и в "Сатириконе" - теперь здесь будет идти "Дубровский" в постановке Якова Ломкина. Режиссера не смутило то, что повесть Пушкиным не окончена. Как говорит сам Ломкин, он попытался найти свой антидот к взаимной и непримиримой вражде двух семейств, вокруг которой и накручен пушкинский сюжет. А стоит ли "собачиться"?

Фото: Александр Иванишин

На афише премьеры - стройный доберман во фраке, с тросточкой и в лаковых ботинках. Конечно, неспроста: вот и в самом начале спектакля мы встречаем псарный двор, которым хвалится перед гостями барин Троекуров ("где более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле, прославляя щедрость Кирилла Петровича на своем собачьем языке").

Здесь же, на псарне, собственно, случилась роковая ссора Троекурова с его соседом Дубровским. Того задело, что чужой дворовый человек, холоп, подшучивал над ним, помещиком, - пусть не таким богатым и всесильным, как его хозяин. Троекуров в свою очередь оскорблен - тем, что приятель смеет обижаться и обижать в ответ его, троекуровского, человека. И - понеслось…

Тут ведь не просто самолюбие, не просто самодурство - тут вопрос вопросов: кто право имеет. Продолжая "собачью" тему, режиссер помещает героев в высокий загон - то ли в клетку, то ли в октагон для боя; а на суде - том самом, где Троекуров в отместку отсуживает у соседа имение, - рядом с Фемидой восседают люди с песьими головами. Этот образ, проходящий через весь спектакль, и воплощает в себе непримиримую вражду двух бывших приятелей, которая "аукнется", как мы знаем, не только им самим.

Но все-таки - почему именно "Дубровский"? Режиссер рассказывает: "Выбор материала - это мистическая вещь, чтобы он прозвучал в конкретное время и в конкретном театре, всегда должны определенным образом сойтись звезды. Мне кажется, не мы выбрали "Дубровского", а он нас".

По словам Якова Ломкина, один из главных акцентов в постановке сделан на Дубровском-старшем. История любви отпрысков рассорившихся в пух и прах помещиков - Марьи Кирилловны и Владимира Андреевича, конечно, тоже важна и в спектакле рассказана. Но, предвосхищая ее печальный финал, еще заранее, задолго до конфликта, заглядевшуюся друг на друга пару буквально за ноги растаскивают в разные стороны.

Режиссер уверен: "Именно через Дубровского-старшего вирус агрессии распространяется дальше на всех героев романа, а в особенности на его сына. Только встретив Машу, Дубровский-младший отказывается от мщения, побеждая гордыню любовью и смирением".

Фото: Александр Иванишин

В роли бедного, но независимого Андрея Гавриловича - Денис Суханов. Артист стал настоящим соавтором спектакля и придумал для своего персонажа оригинальный ход: и после смерти Дубровский-старший не исчезает и время от времени появляется на сцене. Как тень отца Гамлета? Не обязательно: в конце концов, герои Пушкина не менее многозначительны, чем у Шекспира.

- По воле Пушкина Андрей Дубровский покидает нас в самом начале истории, и мне, конечно, хотелось его жизнь на сцене как-то продлить, - объясняет Суханов. - Да, он умер физически, но не умер ментально - ничего не заканчивается со смертью, мы хотим, чтобы и зритель в это тоже поверил. Вообще прикасаться к Пушкину - всегда огромное счастье. Он - подарок нам, учитель, пророк. У того, кто читает Пушкина, легкие становятся шире и дыхание свободнее, это правда.

У кого еще дыхание свободнее в спектакле? У Троекурова - его сыграл Игорь Гудеев. У его дочки Маши - Аси Войтович / Екатерины Вьюхиной. У младшего Дубровского, Владимира, - Никиты Смольянинова. Да вообще у всех - спектакль невероятно густонаселен: задействована большая часть артистов труппы. При этом все они в постоянном движении - будто подстегивает ритмичная музыка (хореография - Альберт Альберт, композитор - Ричардас Норвила).

Создатели спектакля сознательно увиливают в сторону от первоисточника - пушкинский текст переосмыслен, вместо исторических костюмов черно-белая стилизация, а каждый новый мстительный порыв героев сопровождается шипением химер.

Еще сюрприз: в этом "Дубровском" появляется и сам Александр Сергеевич… Уж он-то должен знать: так в чем же - средство от вражды?

Прямая речь

Константин Райкин, художественный руководитель театра "Сатирикон":

- Пушкин - украшение репертуара любого театра. Его произведения ставить сложно в принципе, а "Дубровский" - это еще и проза. Но зато он дает определенное чувство свободы и право интерпретации, что очень важно для театра. Мы знаем, что он не был дописан, что Пушкин не печатал его при жизни, что в "Дубровском" очень много его личного. Уже сейчас, мне кажется, в спектакле намечаются очень интересные актерские работы, но мы продолжаем его сочинять, и дальше будет еще лучше.