Спектакль по сказке прославленного классика

К 225-летию Александра Пушкина в Театре Российской армии режиссер Андрей Бадулин представил «Сказку о царе Салтане». Художником постановки стала Мария Вольская.

Спектакль по сказке прославленного классика
© Вечерняя Москва

При создании спектакля режиссер и художник вдохновлялись Театром Гонзаго, построенным в Архангельском по указу князя Юсупова. Его особенность — система многослойных декораций, напоминающих по устройству детскую книжку с объемными страницами. Как только откроешь их, перед глазами сразу возникают целые театральные сцены с узорчатыми дворцами или бушующее море с поднимающимися волнами.

Зайдя в зрительный зал, будто оказываешься внутри этой книжки. Золоченый терем царя Салтана, волны, в которых узнаются цитаты из гравюр Кацусики Хокусая, но плывут по ним... ладьи с полотен Николая Рериха. Визуальный ряд спектакля дополняют костюмы в русском стиле. Гротескная игра актеров, музыкальные и танцевальные номера делают постановку легкой для восприятия. Проводником становится сам Александр Сергеевич Пушкин (Роман Богданов), увлекая зрителей в путешествие по сказочному миру.

Царь Салтан (Илья Баранов), статный воин, обходит свои владения, когда вдруг видит в одном из теремов девиц, которые рассказывают друг другу о заветных мечтах. Выбирает он самую кроткую девушку, оценив ее скромное желание угодить правителю, подарив ему сына. Дальше их ждет разлука и множество приключений — царь победит грозного Змея-Горыныча, а царицу (Екатерина Шарыкина) завистники отправят по морю плыть. Сюжет сказки известен каждому, но интересно наблюдать за тем, как форма спектакля подсвечивает новые темы, которые, может быть, мы не заметили сами, когда были увлечены красотой поэтического текста.

Так, в постановке сделан акцент на взаимоотношения отца и сына. Честолюбие князя Гвидона (Дмитрий Ломакин), не понимающего, почему отец отправил их с мамой в ссылку, становится движущей силой для юноши, который хочет доказать, как папа был неправ. Его царство процветает, в клетке сидит танцующая белочка с орешками, и еще множество разных заморских чудес, рассказы о которых настолько удивляют Салтана, что способны развеять его тоску. Кстати, переживаниям царя уделяется особое место — потеряв любимую, он не может обрести покой, и даже товары заморских купцов не способны обрадовать его.

Князь Гвидон времени не теряет и находит настоящую любовь — Царевну-Лебедь (Карина Балашова). Она является из таинственного полумрака в сияющем белом одеянии, распахивая свои крылья, подобно героине на врубелевской картине. И ее очарование не только в прекрасной внешности. Она понимает страдания своего возлюбленного и становится ему верным другом, не забывая помочь не только словом, но и делом — превращает его в шмеля, чтобы Гвидон смог оказаться во дворце отца. И превращение на сцене не смотрится наивным — ловко прячется среди декораций царевич, а вылетает из-за них вдруг и правда шмель. Так что даже уже давно не верящим в сказки взрослым может показаться, что все это было взаправду.

Камень преткновения: в Новом Манеже прошла премьера спектакля «Рыбий глаз»

Ставить сказки на сцене так, чтобы они подходили для семейного просмотра, — задача непростая. Но режиссеру Андрею Бадулину удалось найти в хрестоматийном произведении сложные драматургические конфликты и, углубив их, не потерять обаяния волшебной истории. К тому же спектакль насыщен отсылками к живописи, а в музыкальном сопровождении классические произведения Римского-Корсакова и Бородина звучат в аранжировке современного композитора Рубена Затикяна. Благодаря такому подходу маленькие зрители не только следят за сюжетом, но и знакомятся с национальным культурным кодом.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Андрей Бадулин, режиссер спектакля:

— Вместе с художником Марией Вольской мы захотели построить на нашей сцене старинный театр с его механизмами и декорациями, в стиле Театра Гонзаго, с мерцающими фонарями на сцене, суфлерской будкой, похожей на морскую раковину, водопадами из серебряной фольги, ЗмеемГорынычем из папье-маше. Сделать спектакль на старый манер, чтобы добиться волшебства сегодняшнего, где сказка — непреходящая истина и всегда побеждают добро и любовь.