«Клиповое сознание»: режиссер Меркулов — о культуре театрального воспитания и спектаклях для малышей

Детский музыкальный театр имени Наталии Сац знакомит юных зрителей с оперой и балетом. «Вечерняя Москва» поговорила с режиссером Валерием Меркуловым о культуре театрального воспитания и о спектаклях, которые подходят даже для малышей.

«Клиповое сознание»: режиссер Меркулов — о культуре театрального воспитания и спектаклях для малышей
© Вечерняя Москва

Валерий Григорьевич, какие традиции, заложенные Наталией Сац, сохраняются в театре?

— Еще при жизни Наталии Ильиничны появилась система театров-спутников, и ежегодно мы проводим фестиваль «Москва — Театр — школа». До пандемии мы принимали 80 коллективов на нашей сцене, посмотрели множество спектаклей. В прошлом году участвовали 40 коллективов.

Мы обмениваемся опытом, и это главное. Еще при Наталии Сац зародилась оперная студия при нашем театре. Сейчас, пока главная сцена закрыта на ремонт, постановки, где участвуют наши воспитанники, мы показываем в центре «Меридиан». Например, спектакль «Оливер».

— С какого возраста стоит приводить детей на оперу и балет?

— Это и правда сложное искусство, и, мне кажется, очень умно, когда зрителей готовят к восприятию. В 16–17 лет подростка уже не затащишь.

Словесности нужна реформа: какими должны быть отношения государства и творцов

Начинать приобщать маленьких зрителей можно уже с двухлетнего возраста — у нас есть небольшие спектакли по 35–40 минут. Чем раньше родители приведут, тем легче ребенку будет воспринимать классику. Дети замечательно понимают условность искусства! У нас в театре был опыт с Мюнхенской и Венской оперой, спектакль «Маленький Арлекин» современного композитора. Музыка звучала как какофония, и в спектакле не было слов. Взрослые не выдерживали, а дети потом такие рисунки создавали, их так впечатлило!

— Потому что больше развито образное мышление?

— Да, они воспринимают условность как нечто естественное. Наш театр рассчитан на разный возраст, но одно из самых популярных направлений — спектакли для малышей. Чтобы им не было страшно, в зале нет полной темноты, они вместе с родителями. Эти оперы мелодического, напевного склада, а сюжет им хорошо знаком — «Кошкин дом», «Мойдодыр», «Теремок». Как взрослым, так и детям перед посещением оперы стоит познакомиться с либретто и знать сюжет, чтобы все внимание было на то, как это воплощается. Но театральному воспитанию внимание надо уделять с детства.

Иначе, когда человек уже сформировался, стал взрослым, в шкалу его ценностей искусство не будет входить. Родителям важно воспитывать любознательных ребят с широким кругом интересов.

— Изменилось ли восприятие современных детей?

— Конечно, сказывается всем известное клиповое сознание. Визуальный ряд сейчас должен быть ярче, действие динамичнее, но это естественно происходит. Но мне кажется, что дети стали более развитыми, умнее, свободнее. Я замечаю это и по нашим зрителям, и как преподаватель, потому что работаю еще в школе искусств.

— Какие спектакли вы порекомендовали бы?

— Если уже для первоклассников — то «Дюймовочка», «Снежная королева», «Сказки Андерсена». Для переходного возраста — «Повелитель мух», «Сны Каштанки». Сейчас мы готовим цикл постановок к юбилею Пушкина — у нас есть пять опер, гала-концерт и симфонический концерт. Но пока наше здание на реконструкции, мы работаем на других площадках, и нужно ловить момент, поскольку некоторые спектакли играем довольно редко.

— Какие премьеры готовятся?

— В конце февраля из пушкинского цикла вышел спектакль «Алеко», в апреле готовим постановку «Сказка о глупом мышонке» Шостаковича. Еще одна премьера запланирована ближе ко дню рождения Александра Сергеевича — «Русалка» Даргомыжского.

КСТАТИ

Валерий Меркулов окончил ГИТИС (мастерская Наталии Сац) в 1987 году. В Детском музыкальном театре имени Наталии Сац поставил спектакли: «Татьяна Ларина» Петра Чайковского, «Гадкий утенок из Солнцевки» (о детстве Сергея Прокофьева), «Двенадцатая ночь» Эдуарда Колмановского, «Дюймовочка» Ефрема Подгайца, «Королевская любовь, или Зимняя сказка» Александра Чайковского, «Повелитель мух» Ефрема Подгайца, «Принцесса и свинопас» Владимира Кобекина и множество других.