"Они несли Россию в себе": Выставка художников белой эмиграции открылась в Москве

Начало XX века стало для России переломным периодом, когда, спасаясь от ужасов революции, ее покинули многие выдающиеся люди. Были среди них и подающие надежды художники, которым вместо пейзажей березовых рощ довелось писать китайские горы, нигерийские пустыни и турецкие минареты. На выставке "Возвращение имен: Мастера живописи и графики русского зарубежья первой половины ХХ века" в Музее русского зарубежья можно увидеть работы 30 талантливых художников, которые оставались частью своей страны даже за тысячи километров от неё.

"Они несли Россию в себе": Выставка художников белой эмиграции открылась в Москве
© Российская Газета

"Информация зачастую собиралась по крупицам. Ведь в своём большинстве эти художники не известны на родине, хотя в других странах их знают и любят, - рассказала куратор Дина Гаврилова. - Люди уехали в эмиграцию и продолжили писать, но часто это был их не основной род деятельности. Жизнь была непростой, но они не забросили кисть в дальний ящик. Все они получили прекрасное художественное образование ещё в дореволюционной России, поэтому с помощью своих работ они смогли отразить целый мир начала XX века. Какая здесь география судеб! Куда только не попадал русский художник".

И правда, на выставке удивительное смешение пейзажей и лиц из разных концов света. Под стеклом - расписные восточные шкатулки, созданием которых зарабатывал на жизнь Виктор Арнаутов, эмигрировавший в 1920 году в Харбин. Потом он будет преподавать в Калифорнийской художественной школе и Стенфордском университете. И только спустя более чем сорок лет, в 1961 году, наконец он сможет вернуться в Россию.

Художник Иван Герасимов удивительно тонко изображал китайский быт, в мелочах передовая размеренную жизнь незнакомой ему до тех пор азиатской страны. Ему пришлось надолго там задержаться, поэтому в новых для себя пейзажах он стал отыскивать знакомые мотивы.

Многие из эмигрировавших живописцев посвятили большую часть своих работ русской культуре. Словно хотя бы с помощью живописи, они хотели прикоснуться к родным традициям и обычаям. Борис Зворыкин в 1909-1912 годах принимал участие в росписи Феодоровского Государева Собора в Царском селе, а уже в 1921-м спешно отплыл из Крыма. Из-под его легкой руки вышли иллюстрации для французского перевода "Сказки о Золотом петушке" и "Бориса Годунова". Его работы представляют Россию как великую державу, в основе которой многовековые традиции и почитание мудрости предков. Именно такой он когда-то знал свою страну и такой отразил ее в своих работах.

Фото: Дарья Валиахметова

Каждый из этих живописцев хранил в сердце память о родной земле и по мере своих возможностей помогал ей в трудный час. Например, Илья Земский 14 июня 1922 года провёл в Нью-Йорке выставку-акцию "Миллион молочных бутылок", средства от которой были направлены в организацию "Американская помощь для России". В начале 20-х годов по СССР прокатился ужасный голод, в борьбу с которым не мог не внести лепту бедный художник, находившийся в 7500 км от голодающих. В последние дни выставки были проданы все 18 работ.

Пройдитесь по экспозиции, чтобы увидеть историю жизни целого поколения живописцев. Они пришли в этот мир в Москве, Казани, Санкт-Петербурге и Одессе, чтобы вечно скучать по ним в самых дальних уголках планеты: от жаркого Туниса до далёкого Нью-Йорка.