В Новой Третьяковке представили серию "Сигнальная система" Юрия Злотникова

МОСКВА, 25 марта. /ТАСС/. Более 70 работ русского художника Юрия Злотникова из серий "Сигнальная система" и "Протосигналы" показали на выставке в Новой Третьяковке, передает корреспондент ТАСС с пресс-показа экспозиции.

Выставка разместилась в большом зале, в центре которого можно увидеть подиум с "кабинетом" художника с его тетрадями, машинописными листами, рисунками, схемами, фотографиями.

Всего в зале представлено 64 произведения из серии "Сигнальная система" и 10 работ из серии "Протосигналы". Девять графических работ, показанных на выставке, предоставлены из собрания Третьяковской галереи, 46 листов - семьей художника, остальные работы - из частных коллекций, в том числе Музея AZ, Сергея Лимонова, Антона Козлова, Романа Бабичева, Сергея Попова. В таком объеме серии были представлены впервые, большая часть произведений ранее не выставлялась. Как отмечают кураторы, работы двух серий можно назвать первыми авангардными произведениями второй половины ХХ века и началом "science art" в России. Система основана на перформативной практике и вдохновлена научными достижениями эпохи в области математики, кибернетики, лингвистики и психофизиологии.

Художник создает в 1950-х годах "Сигнальную систему" как азбуку знаков, основанную на воздействии цвета, формы и композиции на зрителя. "Сигналы" - главное понятие в зарождавшейся в то время кибернетике, которую тогда объявили лженаукой. Параллельно с этим циклом создавались "Протосигналы", с 1957 года по 1958 год. Работы связаны с научным моделированием - лишены цвета и схожи с чертежами и схемами в научной литературе.

Юрий Злотников (1930-2016) - советский и российский абстракционист, один из основоположников послевоенного беспредметного искусства, член Союза художников СССР. Приходится двоюродным братом поэту Льву Рубинштейну. В своих работах сочетал художественный подход и научные методы. Его работы из серии "Сигналы" включены в коллекцию Центра Помпиду в Париже.