Первые в России: в центре Перми хотят запретить парковку для электросамокатов
В конце февраля мэрия внесла соответствующие поправки в проект изменений правил благоустройства, а в начале марта на ее сайте появился проект постановления о расходном обязательстве на перемещение на штрафстоянки незаконно припаркованных СИМ. В этом году на вывоз и перемещение электросамокатов на штрафстоянку планируется выделить 4,3 млн рублей из городского бюджета. Вопрос об установлении расходного обязательства и штрафах для нарушителей также планируется обсудить на предстоящей пленарке городского парламента. Подготовка почвы Этим событиям предшествовало широкое общественное обсуждение проблемы «гонщиков на самокатах», которое началось еще в прошлом году. Чтобы подготовить поправки в правила благоустройства, мэрия Перми начала изучать мнения горожан. Так, в конце октября городские власти предложили пермякам принять участие в опросе по поводу регулирования работы кикшеринга (сервиса проката электросамокатов), сославшись на то, что летом в мэрию поступило много жалоб на недисциплинированное поведение самокатчиков. Они устраивают гонки по улицам и оставляют транспортные средства на тротуарах, затрудняя тем самым движение пешеходов. В городской администрации также заявили, что пользователи СИМ совершают ДТП, когда на большой скорости сбивают пешеходов, или сами попадают в аварии. В опросе было три варианта: 1) введение штрафов для компаний, нарушающих требования по размещению электросамокатов в непредусмотренных для этого местах; 2) ограничение территорий, где разрешено передвижение на электросамокатах, и установление ограничения на их скорость; 3) полный запрет на прокат электросамокатов в Перми. В голосовании приняли участие более 2,9 тысячи горожан, из которых 12,36 % посчитали, что нужно усилить контроль соблюдения правил благоустройства и штрафовать операторов, которые предоставляют услуги проката в неположенных местах. Другие 31,8 % респондентов выбрали вариант с ограничением зоны, где возможно движение на электросамокатах и снижение скорости их передвижения. Вариант запрета работы сервисов по прокату выбрали более половины (55,84 %) опрошенных. Выслушать мнения, но сделать по-своему После опроса городские власти дважды провели публичные слушания – в декабре 2023-го и начале февраля этого года. Процедура публичных слушаний считается одной из форм участия жителей в осуществлении местного самоуправления, она проводится для обсуждения проектов муниципальных правовых актов и по вопросам местного значения. Во время таких слушаний чиновники доводят до горожан информацию о каком-либо градостроительном решении либо изменениях, а жители высказывают свои замечания и предложения. Хотя эта процедура и обязательная, но она больше носит формальный характер и не влияет на принятие решений. Так вышло и на публичных слушаниях по регулированию СИМ. При первом обсуждении, на которое пришли чиновники, депутаты, журналисты и общественные активисты, многие участники высказали мнение, что те изменения по работе сервисов кикшеринга, которые предлагают власти, носят «запретительный» и преждевременный характер, потому что направлены не на развитие этого вида транспорта, а на ограничения, при этом никакая альтернатива не предлагается. В свою очередь представители общественности предложили направлять электросамокатчиков по велодорожкам, чтобы урегулировать движение СИМ. Более подробно о предлагаемых изменениях в работе сервисов по прокату электросамокатов чиновники рассказали уже на вторых публичных слушаниях. Представленный на обсуждение проект мэрии предполагал размещение СИМ исключительно на велопарковках в положении стоя на колесах, параллельно стойке крепления или разметке. При этом в центральном планировочном районе Перми предлагалось ввести запрет на стоянку для электросамокатов даже на велопарковках. Транспортные средства, припаркованные с нарушениями, будут вывозить в места временного хранения, а пользователей ждет акт об административном правонарушении. Чтобы получить СИМ обратно, владелец должен будет предъявить на него права и оплатить расходы, затраченные на транспортировку. Аналогичная мера сейчас применяется к автомобилистам, когда их отправляют на штрафстоянку за парковку в неположенном месте. Статистика, травматизм и культура вождения Замначальника департамента дорог и благоустройства Перми Елена Мамонова рассказала, что в прошлом году в городе было зарегистрировано более 150 тысяч пользователей электросамокатов, из них активных пользователей порядка 50 тысяч человек. По словам начальника отделения пропаганды ГИБДД Перми Владимира Яцука, в прошлом году зарегистрировано 76 происшествий с электросамокатами. В этих ДТП погиб один человек, причем сам пользователь электросамоката. Травмы же получил 81 человек. Согласно статистике, большинство (70 %) ДТП случилось с арендованными самокатами. За год в 22 дорожных происшествия участвовали дети, травмы получили 26 несовершеннолетних. По количеству ДТП с участием СИМ в 2023 году Пермский край занял второе место среди регионов РФ. Всего было зарегистрировано 2147 нарушений ПДД, которые допустили пользователи электросамокатов. В ГИБДД считают: в Перми основная проблема с СИМ в том, что самокатчики наезжают на пешеходов там, где главным является именно пешеход, и страдают больше всего дети и пожилые люди, которые получают травмы ног и головы. Сторонниками запрета выступили также и представители городских ТОСов. Они считают, что электросамокаты опасны как для пешеходов, так и для самих водителей СИМ. В свою очередь все эти аргументы раскритиковали общественные активисты, представители экосообщества и владельцы кикшеринга. Все они сошлись во мнении, что главные проблемы с СИМ в Перми – это культура вождения и отсутствие необходимой инфраструктуры для эктросамокатов, а не сами средства индивидуальной мобильности. В частности, координатор сообщества «Слушай соловья», пермская экоактивистка Надежда Баглей привела такой факт: велосипеды и самокаты – «экология, миллионы транзакций и поездок, которые заменяют автобусы и автомобили, снижая пробки». И если власти введут ограничения, то пользователи электросамокатов пересядут на автотранспорт. Она также обратила внимание на Транспортную стратегию № 3363-р в РФ, в которой прописано, что СИМ необходимо интегрировать в транспортную систему российских городов. Другие участники высказались за научный подход и против манипуляций цифрами. Например, за год в Перми от автомобилей пострадали 300 пешеходов (почти в 8 раз больше, чем от самокатов), а погиб 21 пешеход, при этом от электросамокатов ни одного. В целом же в России за прошлый год по вине самокатчика погиб один пешеход, а от автомобилей – 2190. К тому же запрет на парковку в центре города фактически означает отсутствие возможности приехать на самокате, потому что пользователям его попросту негде будет оставить, либо штраф за парковку в неположенном месте. Представители сервисов кикшеринга привели в пример цифры. Так, в прошлом году аудитория сервиса Whoosh составила 160 тысяч пользователей, которые совершили 3 млн поездок. Из них доля транспортных поездок (то есть тех, которые пользователи совершают из точки А в точку Б) составила 89 % от этой цифры. Предприниматели обратили внимание, что во многих российских городах уже вводится практика по ограничению скорости в парках и на набережных, запрещается заезжать на территорию школ и детских садов. Также обсуждаются и другие предложения для снижения случаев травматизма, однако запрещать целый район – сомнительный сценарий, так как это ограничит права жителей. К тому же, по мнению владельцев сервисов кикшеринга, непонятно, каким образом проблема с ДТП коррелирует с предложением запрета парковки СИМ в центре города. По мнению бывшего руководителя пермского отделения фонда «Городские проекты», общественного активиста Ростислава Толмачева, попытки дальнейшего продвижения идеи по запрету самокатов в центре Перми «показывают всю антиобщественную направленность этой идеи». «На публичных слушаниях 9 февраля абсолютное большинство спикеров высказалось против запрета и лишь один представитель общественности поддержал его, однако власти не учитывают мнения общества в этом вопросе и продолжают продавливать свои идеи», – считает он. Общественник обратил внимание на тот факт, что в теплое время года на электросамокатах до работы ездят сотрудники заводов и офисов, студенты – на пары и по делам, а курьеры развозят продукты на дом семьям с детьми. Но чиновники «ориентируются не на этих жителей Перми, а лишь на себя». Деньги, которые мэрия планирует выделить на эвакуацию электросамокатов, припаркованных в неположенных местах, можно было бы направить, например, на нанесение разметки для парковки самокатов, как это сделали в Тюмени, полагает общественный активист. Подводя итоги публичных слушаний, мэрия под разными предлогами отклонила большинство поступивших предложений. Теперь если депутаты гордумы на мартовской пленарке примут поправки в правила благоустройства, которые касаются ограничений на использование СИМ, то Пермь может стать первым крупным городом в стране, где будет полный запрет на пользование электросамокатами в пределах центра. Фото: ФедералПресс / Татьяна БуторинаИнфографика: ФедералПресс / Светлана Возмилова