Мы замолкаем, глядя в небеса. Как журавли стали символом скорби по жертвам теракта

Вечером 24 марта над стихийным мемориалом у "Крокус cити холла" в небо поднялся клин белых журавлей: силуэты взлетающих птиц скользили по фасаду здания. Так началась акция "Журавли", которой в Москве почтили память тех, кто погиб при теракте. Присоединились к ней и регионы: парящие на медиафасадах и выложенные из горящих лампад журавли появились во многих российских городах. Организаторы акции говорят, что поучаствовать в ней может любой желающий — рассказываем как, а также о том, почему журавли стали символом скорби.

Мы замолкаем, глядя в небеса. Как журавли стали символом скорби по жертвам теракта
© ТАСС

Старт инициативе дало народное движение #МЫВМЕСТЕ — с 2022 года волонтеры сфокусировались на помощи российским военнослужащим, их семьям и на реализации гуманитарных миссий в новых субъектах нашей страны. После теракта в "Крокус сити холле" добровольцы придумали акцию памяти "Журавли", а также запустили сбор на помощь семьям погибших и пострадавших — за двое суток удалось собрать свыше 367 млн рублей.

Журавли в память о погибших "взлетели" по всей России — в Санкт-Петербурге, Архангельске, Перми, Иркутске, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Южно-Сахалинске и других городах. К акции скорби и солидарности присоединился Крым, а также новые регионы России: жители Донецка выставили тысячу свечей в форме журавля, в Луганске белых птиц запустили на билбордах. Появились журавли и на фасаде здания российского посольства в Вашингтоне.

Волонтеры говорят, что почтить память погибших, поучаствовав в акции, может каждый: для этого необходимо сложить бумажного журавлика, нарисовать птицу на окне или создать собственный вариант символа и поделиться им в соцсетях, как вариант — поставить картинку с журавлем в качестве аватара. Можно придумать и другие способы — например, студенты Воронежского музыкального колледжа им. Ростроповичей поддержали акцию, спев песню "Журавли" у мемориала. 

Почему именно журавли стали символом?

Образ летящего ввысь журавля навеян знаменитой балладой на стихи Расула Гамзатова. Поэт говорил: "Слова этой песни… имели конкретный адрес — миллионам павших, не вернувшихся с полей сражений Отечественной войны… но в то же время не вижу причин, по которым нельзя посвящать "Журавлей" жертвам войн всех времен". Композиция была записана в 1969 году и с тех пор стала символом памяти и бессмертия. "В песне есть надежда на воскресение, на жизнь, которая продолжается после смерти", — говорила Салихат Гамзатова, дочь поэта.

Расул Гамзатов написал стихотворение "Журавли" после того, как вернулся из Японии. Посещая мемориальный Парк мира в Хиросиме, он узнал историю девочки по имени Садако Сасаки. После атомного взрыва она тяжело болела и надеялась, что вылечится, если смастерит тысячу бумажных журавликов, — в Азии есть легенда, что желание человека исполнится, когда он сложит тысячу оригами. Садако умерла от лейкемии в возрасте 12 лет — версии о том, сколько журавликов она успела сделать, разнятся.

Этот рассказ, а также новость о смерти собственной матери и воспоминания о близких, погибших на Великой Отечественной войне, подтолкнули Гамзатова к созданию стихотворения о людях, которые после смерти перерождаются и становятся журавлями. Расул Гамзатов был аварцем, представителем одного из коренных народов Дагестана, и "Журавлей" он написал на родном языке — аварском.

На русский текст перевел друг Гамзатова, переводчик восточной поэзии Наум Гребнев. В 1968 году стихотворение было напечатано, и вскоре его заметил певец Марк Бернес. В тот период он уже боролся с раком легких и понимал, что его следующая песня, скорее всего, станет для него последней. Бернеса зацепил и смысл текста, и созданный поэтом образ, однако он настоял, чтобы слова для будущей песни несколько изменили. Изначально текст начинался так: "Мне кажется порою, что джигиты, с кровавых не пришедшие полей, в могилах братских не были зарыты, а превратились в белых журавлей".

Вместо "джигитов" по предложению Бернеса героями баллады стали "солдаты". "Это как бы расширило адрес песни, придало ей общечеловеческое звучание", — говорил сам Гамзатов. Музыку написал композитор Ян Френкель. Сегодня это кажется удивительным, но в 1969-м песню ждал холодный прием: Союз композиторов обвинил Френкеля в излишней сентиментальности мелодии и "потакании вкусу невзыскательных слушателей", а текст вызвал вопросы у партийных чиновников из-за религиозного подтекста — о жизни после смерти. 

Тем не менее время все рассудило: песня "Журавли" стала народной, во многих советских городах появились мемориалы с изображением птиц, а сама композиция прославила не только ее создателей и Марка Бернеса, но и последующих исполнителей.

Одним из них был Муслим Магомаев, имя которого носит "Крокус сити холл" — первый концерт в истории этого зала был посвящен памяти певца. После теракта 22 марта песня "Журавли", в которой рассказывается не об ужасах войны, а о человеческом горе, памяти и бессмертии, стала символом скорби, как и силуэты самих птиц. "Народный артист СССР Муслим Магомаев, в честь которого был назван концертный зал, известен исполнением песни "Журавли" — баллады про солдат, которые после смерти становятся птицами. Композиция минорная, но главный мотив в ней — надежда, бессмертие, которое обретают люди после смерти. Наш с вами долг — хранить память о погибших, поддерживать, заботиться друг о друге. Только сплотившись, #МЫВМЕСТЕ справимся с этим горем", — сказала волонтер движения #МЫВМЕСТЕ и Ассоциации волонтерских центров Анастасия Брайловская.

Почтили память погибших и на родине Гамзатова — в селе Цада у мемориального комплекса "Белые журавли" в небо выпустили десятки белых воздушных шаров.