Войти в почту

"Дыши" по пьесе Елены Олениной в театре "Человек"

Сколько хожу в театр, меня всегда занимают два вопроса. Почему на некоторых откровенно плохих спектаклях в залах аншлаги, и почему на иных хороших спектаклях в залах пусто? В данном случае – пытаюсь ответить на второй вопрос. Премьера была в октябре. Спектакль "Дыши" – очень достойный, билеты недорогие. Но зал в лучшем случае заполнен зрителями на треть. Почему же так? Из пресс-релиза становится понятно, что вдохновителем постановки была Алла Покровская, которая предложила автору написать пьесу о взаимоотношениях матери и сына, где сыграла бы со своим учеником. О судьбе той постановки пресс-релиз умалчивает. Но в итоге – идея Аллы Покровской была реализована в театре «Человек». Это простая драма о взаимоотношениях матери, пожилой актрисы, которая после аварии прикована к инвалидному креслу, и ее сына, раздолбая и пьяницы, помешанного на казино. Мать надеется, что ее сын все-таки попадет в театр и продолжит актерскую династию, поэтому постоянно с ним репетирует различные роли (от Лорки до Островского и Чехова). Сын постоянно врет о том, что у него есть любимая девушка, которая попала в автомобильную аварию, о том, что его назначили в театре на роли Треплева и Гамлета, хотя эта ложь понятна всем в зале, кроме самой главной героини, которая, несомненно, умная женщина, но любовь к своему отпрыску напрочь затмевает ее разум. История понятная, многие с этим сталкивались. Не удивительно, что бОльшая часть зрителей – женщины 40 +. Многие плакали, сочувствуя главной героине. Действительно, сочувствовать было чему. Татьяна Ивановская, исполнившая роль матери, показала себя как очень интересная и многогранная актриса. Она и мать, она и Гамлет, прикованный к инвалидному креслу. Шекспировский монолог Гамлета прочитан ею был ювелирно, она могла бы смело идти играть Принца Датского. И это при том, что актриса моложе своего персонажа как минимум лет на 20. С Александром Соколовским, который играл сына – вопрос сложнее. С одной стороны, он, конечно, уступал по уровню игры своей партнерше. С другой стороны – по сюжету он плохой актер. Так что, может быть, это было частью режиссерской задачи. В таком случае – задача выполнена. Почему же все таки зрители не ходят на эту постановку? Я считаю, что уместно сравнить «Дыши» с «Долгими проводами» в Театре на Таганке. Да, это разные спектакли, но оба повествуют о тяжелых взаимоотношениях матери и сына. В Театре на Таганке создана атмосфера. Все, начиная от музыки и заканчивая декорациями и общим настроением – единое целое. Здесь – увы, нет. Актерская игра сильная, но атмосфера не сложилась. И в результате магия театра проявляется лишь в нескольких сценах. Может быть, именно поэтому спектакль не стал событием. Доработать бы его, свести бы вместе музыку, сценографию… (Эх, мечты, мечты). И, конечно, надо отметить последнюю сцену (описывать я вам ее не буду, сами посмотрите). Мрачный финал, умирающий сын лежит на полу, несчастная женщина ползет к нему, ноги ее не двигаются, она обнимает своего отпрыска и умоляюще просит «Дыши»… Куда уж мрачнее. И вдруг – последняя сцена. Она парадоксальна, но она полностью логична, за полминуты перестраивает зрителя с мрачного настроения на оптимистичный, дает уверенную надежду. Такое получается весьма нечасто. Здесь – получилось. В общем, всем нашим читателям 40+ настоятельно рекомендую посмотреть этот спектакль. Тем кто моложе, тоже. Сделаете для себя соответствующие выводы.

"Дыши" по пьесе Елены Олениной в театре "Человек"
© Ревизор.ru