Войти в почту

Царская реставрация: в Пушкине восстановят императорский вокзал

Царский вокзал – объект культурного наследия федерального значения, единственный императорский вокзал в России. Несмотря на то, что с тридцатых годов прошлого века здание не использовалось, оно сохранилось в достаточно хорошем состоянии. Уникальную постройку восстановят в первозданном виде. Помимо самого здания, реконструируют перрон и возродят уникальные росписи, которые уже частично раскрыты реставраторами.

Царская реставрация: в Пушкине восстановят императорский вокзал
© Главгосэкспертиза России

Следующим этапом, после детального комплексного исследования, станет проектирование, а затем и реставрация. Проработают и концепцию использования здания после завершения работ.

Реставрационные работы Царского вокзала – часть комплексного развития территории, включающей Федоровский городок, Фермский парк и другие объекты, а также воссоздание исторической железной дороги в её первозданном виде.

Деревянные Императорский павильон и крытая платформа были построены в 1895 году. Они предназначались для приема императорских поездов, прибывавших в Царское Село через станцию Александровская Петербурго-Варшавской железной дороги. А вот движение на этой ветке запустили лишь в 1902 году. По «секретной» магистрали в монаршую резиденцию отправлялись члены императорской фамилии и представители иностранных держав.

25 января 1911 года деревянный вокзал сгорел. Новое здание было решено возвести на том же месте по проекту архитектора Владимира Александровича Покровского при участии выпускника Академии художеств Михаила Ивановича Курилко. Павильон был решен в любимом Николаем II «неорусском» стиле. В таком же стиле построены Федоровский городок, Ратная палата и казармы Собственного его величества конвоя. Все вместе они образуют архитектурный ансамбль, в котором использовались мотивы древнерусского зодчества. Кроме того, на плановое и конструктивное решения Царскосельского павильона оказал влияние Императорский вокзал в Петербурге (Витебский вокзал).

Парадная часть здания состоит из трех залов. В центре – квадратный вестибюль с парадным крыльцом. Залы по сторонам вестибюля предназначались для императора и его свиты: с южной стороны находился Царский зал, с северной – Свитский зал. Металлический дебаркадер над перронами и путями, примыкавший к восточному фасаду вокзала, служил для приема поездов.

Необычным украшением стен стали росписи. Они выполнены в темперно-клеевой технике по штукатурке. До нашего времени частично сохранилась уникальная живопись, которая является неотъемлемой частью авторского решения архитектора Покровского.

Во время Первой Мировой войны 1914-1917 годов Царский павильон служил для доставки раненых в развернутый в Фёдоровском городке госпиталь. А после Революции 1917 года он был переименован в павильон Урицкого и использовался под общежитие для работников Путевого ремонта механического завода.

Со здания были сняты царские эмблемы, а парадные залы разделены перекрытиями. Постройка начала терять былой лоск и парадный вид: крыльцо приспособили под кухню, была утрачена мебель, светильники, предметы декоративно-прикладного искусства.

Уже в новом веке Царский вокзал ждет новая жизнь. После реконструкции постройка должна стать наглядным историческим пособием, повествующим о невероятно сложной, по-имперски роскошной, но все-таки трагической эпохе последней царской семьи в России в начале XX века.

Фото: Благотворительный фонд «Царскосельский вокзал»