Новгородские древности: Спасская башня Детинца
Мы продолжаем проект «Новгородские древности», в котором обновим и дополним новыми данными и фотографиями уже имеющиеся статьи и допишем тексты обо всех древних памятниках архитектуры на территории области. И эта «оцифровка» новгородских древностей и истории их изучения — только первая часть проекта. Проект «Новгородские древности» реализуется при поддержке Новгородского государственного университета, губернатора Новгородской области, Новгородского музея-заповедника, а также в рамках приоритетного регионального проекта Новгородской области «Город-Университет».В нашем новом выпуске мы продолжаем собирать по частям сердце Великого Новгорода — Детинец, или Кремль. Напомним, что мы решили «есть этого слона по кусочкам»: сначала написать небольшие заметки о каждой башне Новгородского кремля, а уж затем «собрать» из них целую крепость — тем более что каждая современная башня имеет свою историю постройки, разрушений и воссоздания. Сперва мы рассказали о самой высокой башне — Кокуй, затем — о Княжей. Теперь пришла пора перейти к следующей башне, если идти от Кокуя против часовой стрелки. Итак — Спасская башня, которая некогда несла в себе и Спасскую церковь.Башни Новгородского детинцаСпасская башня сохранилась, по мнению М. Каргера, «довольно плохо». Ее проезжая часть была засыпана землей, видимо, в XVIII веке. Проезд был частично раскрыт раскопками в 1937 году.Внутрь Детинца башня открывается высоким арочным пролетом, который образовался в связи с разбором примыкавшего к башне надвратного храма.Фото: С. Аванесов, 2023В Новгородском кремле изначально было несколько проездных башен, а именно — пять. Число, нормальное для окольного города; однако это многовато для городской цитадели, для которой достаточно было одних (ну, максимум пары) ворот. Этот факт мог бы стать предметом дискуссии о подлинном назначении и функциях Новгородского кремля, но пока не стал.Чертежи Спасской башни. 1745 год. Автор, предположительно, А. П. Рославлев © из книги «Крепостные сооружения Новгорода Великого». СПб., 2012.Важно и то, что абсолютно все проездные башни кремля были дополнены надвратными храмами. На вратах Пречистенской башни стояла церковь Положения Пояса Пресвятой Богородицы (1195), Феодоровская башня несла церковь св. Феодора (1233), Воскресенская — церковь Воскресения Господня (1296), Спасская — церковь Спаса Преображения (1297), Покровская — церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1305), Владимирская (заменившая Феодоровскую в ее функции кремлевских ворот) – церковь св. князя Владимира (1311). И если инициаторами постройки самого Детинца (первоначально исполненного в дереве) были новгородские князья, то инициатива строительства каменных надвратных церквей принадлежала исключительно новгородским архиепископам.Фото: С. Аванесов, 2020Проезжая Спасская башня существовала уже в глубокой древности. Ворота, устроенные в этой башне, вели с юга, из Людина конца на древнюю Пискуплю (Епископскую) улицу в Детинце. В 1297 году архимандрит Юрьева монастыря заложил на этой башне каменную церковь Спаса Преображения, от которой и сама башня получила свое наименование. При этом М. Х. Алешковский считает, что каменная Спасская церковь 1297 года была выстроена раньше каменной Спасской башни (1302), что подтверждается произведенными им раскопками.Наружный и внутренний фасады на иллюстрации 1839 года. Предполагается, что куча щебня — остатки надвратной Спасской. У наружного фасада — деревянная часовня.Отсюда могут следовать два вывода: (1) первоначально все проездные башни Новгородского кремля были, как и стены, деревянными и лишь затем (либо в ходе строительства надвратных церквей, либо вскоре после их возведения) были перестроены в камне; (2) каменные надвратные храмы изначально не ставились на деревянные башни, что было бы физически невозможно, а пристраивались к ним изнутри Детинца, то есть они стояли на воротах (проездах), но, в отличие от Золотых ворот Киева и Владимира, не на самих воротных башнях. Именно такими — пристроенными к проездным башням изнутри — изображены крепостные надвратные храмы на известной иконе Богородицы «Знамение» из Михайловской церкви Новгорода (XVII в.), в том числе и Спасская церковь.В начале XV века продолжилась перестройка кремлевской стены, начатая еще в предыдущем столетии; работы затронули как раз южную часть Детинца. В ходе этих работ Спасо-Преображенская церковь (видимо, по причине обветшания) в 1426 году была заменена новым храмом того же посвящения.В начале 1850-х часовня у башни стала двухэтажной и каменной (сверху — во имя Преображения, снизу — Живоносного источника со Святым колодцем). Фото 1946 г.В 1692–1693 годах под руководством «каменных дел подмастерья» Семена Ефимова в Детинце был выстроен Воеводский двор. Одновременно с возведением новых каменных зданий и стен Воеводского двора были проведены большие работы по перестройке надвратной церкви Спаса Преображения и соседней Покровской церкви, а также заново отстроена башня Кокуй.План и разрез башниЕпископ Евгений Болховитинов в своих «Исторических разговорах о древностях Великого Новгорода» (1808) цитирует новгородскую «Роспись» 1615 года, в которой упоминается «на воротѣхъ Преображенье Спасово»; при этом епископ Евгений отмечает этот храм как все еще действующий. Конструктивные особенности надвратного Спасо-Преображенского храма во всех его «редакциях» остаются неизвестными. К сожалению, у нас нет вообще никаких данных о кремлевских надвратных церквях XII — первой трети XV в. Ни одна из этих построек не сохранилась.Фото Алексея Паевского, декабрь 2023 годаТолько некоторые храмы Детинца были изучены археологически, однако результаты этих работ (М. К. Каргер, М. Х. Алешковский) до сих пор не опубликованы. К тому же археология мало чем способна помочь в деле реконструкции структуры надвратного храма, так как археологи имеют дело лишь с фрагментарными остатками воротных конструкций. Остается только предполагать, что, как пишет Илья Антипов, домонгольские надвратные храмы Новгорода представляли собой обычные для зодчества XII–XIII вв. четырехстолпные структуры, только поднятые на второй ярус, то есть поставленные на проездные ворота. Позднее, в конце XIV — начале XV в., такие храмы строились уже бесстолпными.Текст: Сергей Аванесов.