Андрис Лиепа рассказал о своих первых шагах в профессии
Знаменитый танцовщик Андрис Лиепа выступил на творческой встрече в РАНХиГС. Он рассказал студентам о с выборе профессии, сложностях творческой работы и поделился воспоминаниями о детстве.
О выборе профессии
Никто не заставлял меня идти в балет! Когда мне исполнилось 10 лет, я сам попросил папу отвести меня в школу Большого театра. И я помню, как он привёз меня и посадил в кабинет Софьи Николаевны Головкиной. И она стала выспрашивать меня, честно ли я сам хочу в балет. А я ответил, что мечтаю об этом с самых ранних лет. И это немудрено, ведь мы с Илзе присутствовали на всех спектаклях, которые танцевал отец в Большом. Естественно, что мы сидели на первом ряду в центре, это было место для детей Мариса Лиепы. Практически все "Спартаки", "Жизели", "Легенды о любви" и "Лебединые озёра" мы видели почти что на расстоянии вытянутой руки. Поэтому отец просто не оставил нам возможности не влюбиться в это искусство.
О профессиональном росте через тернии
Выпустившись по итогам обучения с золотой медалью, я поступил на службу в Большой театр. Первый спектакль, который я станцевал, будучи лауреатом международного конкурса, стала опера "Аида". Моя роль заключалась в том, чтобы взять в руки длинную пику и под музыку пройтись из одной стороны в другую и обратно. Вот так просто прошло мое самое первое представление и ещё множество потом. И вот так я простоял в кордебалете по меньшей мере четыре года. К сожалению, тогда старались учить молодых артистов таким образом, проводя их через все стадии балета. Я, конечно, очень мучился и изо всех сил набирался опыта.
О том, чего не видят зрители
Балет - это один из самых тяжёлых и травматичных видов искусства. Мы с сестрой с детства видели, как это необыкновенно сложно, и осознанно пришли в профессию. А так случается, что маленькие девочки, когда смотрят балет, влюбляются в красоту балерин в пушистых пачках и блестящих коронах, а когда эти же девочки приходят в балетный класс, их ждёт суровая реальность. Их ставят к станку, и они начинают разучивать часами элементарные вещи, далёкие от того, что они видели на сцене. Далеко не каждая из них сможет выдержать эти долгие сложнейшие тренировки. А я с детства видел, сколько потов сходит на репетициях и в каком состоянии отец возвращался после спектакля.
Об американских гастролях в 80-х
Я был одним из первых ярких воплощений того, что политика в Советском Союзе поменялась. Это был знак, что можно спокойно уезжать работать в Соединённые Штаты и спокойно возвращаться обратно. Я был первый из артистов балета, кто получил многократную выездную визу. Поэтому мне было можно выезжать всякий раз, когда это было необходимо. Это было тогда удивительно и означало начало больших изменений. Первый раз, когда я попал в Америку, ещё за несколько лет до больших гастролей, мы получили гран-при на конкурсе. Это при том, что у меня было повреждено колено, а у коллеги - рука. Тогда во всех американских газетах писали рецензии, что приехала советская "инвалидная" команда, собрала все призовые места и уехала восвояси.