Гордые и униженные
"Униженные…" — ранняя, и, пожалуй, самая неудачная из крупных вещей автора "Записок из подполья". Написанный Достоевским сразу после тяжелой каторги и ссылки, роман вызвал вполне заслуженные насмешки тогдашней критики. Отмечались натянутость и придуманность сюжетных ситуаций, неестественность поведения персонажей, утверждалось, что автор "не обрисовал, не очертил, не разъяснил ни одного живого лица, ни одного настоящего типа" (цитата из журнала "Русское слово"). Ну да, уже и тогда история злодея-аристократа (ходячего маркиза де Сада), несчастной любви, соблазнения, обмана, детских смертей, трущоб казалось сплошным преувеличением и неловкостью. Что уж говорить про день сегодняшний! Тут, конечно, есть нюанс: это все равно Достоевский, который и в неудачных вещах дает читателям то, чего другим не дано. Более того, в романе уже есть все главные темы Достоевского. А некоторые эпизоды волнуют безо всяких оговорок и сегодня. Но это требуется извлечь из-под спуда каких-то неловких ходов, картонных персонажей, вообще сентиментальности, архаичной, повторим, и для того времени. Сравнительно современные версии "Униженных…" (можно вспомнить спектакль начала 2000-х во МХАТе имени Горького, поставленный Татьяной Дорониной, или 1970-х годов в Малом театре – в сети есть фильм-спектакль Евгения Велихова) особенными удачами назвать трудно. Однако в них были четкие режиссерские концепции, над чем Вытоптову предстоит еще задуматься и воплотить на сцене. Пока спектакль смотрится и тяжеловато (три с половиной часа; зрители, увы, покидают зал), и не вполне логично. Очевидно, нужно поработать над сыгранностью актеров, над мизансценами. Да исполнители и слова забывают! Говорю об этом вскользь, ибо вопрос решаемый. Ну и сократить бы хронометраж, хоть на полчаса – это точно возможно без ущерба действию. Однако важнее другое. "Униженных", как представляется, можно было интерпретировать на сегодняшней сцене по-разному. Например, как жестокий романс, усилив и сгустив сентиментальность истории. Или, наоборот – подчеркнув абсурдность ситуации с позиции сегодняшнего дня, сделав нечто вроде водевиля. Можно было даже придать реализма, затушевав неестественные страсти, подчеркнув те психологические ходы, которые в романе уже есть. В спектакле, увы, мы не увидели ни этого, ни чего-либо другого – а вернее, и то, и это, и вообще непонятно что. Возможно, судя по названию (инсценировку делал сам режиссер) была задумка как-то противопоставить героинь спектакля другому персонажу Достоевского, "Кроткой" (из одноименной повести, несомненного шедевра). Причем тут парадокс: несмотря на название, героиня повести "Кроткая" очень горда, а "гордые" особы из рецензируемого спектакля вполне себе кротки… Ну – это всего лишь предположение; а что остается делать рецензенту, если режиссер не показывает ясно своих намерений! Да, спектакль снабжен модными штучками – действие на большом экране комментируют современные видеоблогеры, герои выбегают из зала и ходят по театру, за ними камера, и все это мы видим опять же на экране в полсцены. Почему бы и нет? Но в данном случае это становится лишним отягощением для тяжело ползущего действия. При этом сценография Наны Абдрашитовой удачна (на поворотном круге размещено крестообразное сооружение из гаражей-ракушек, оборачивающееся к зрителю разными локациями). К актерам, в общем, претензий нет – вот только, как кажется, они не вполне понимают, что играть. Пожалуй, только с беспримесным злодеем-князем все понятно, его Андрей Фомин играет эксцентрично и, что называется, с удовольствием. Понятно и с однозначно униженно-оскорбленной сироткой Нелли, она в исполнении Анны Патокиной, уверен, зрителям запомнится. С другими же персонажами нет определенности, кажется, у самого режиссера. Насколько фатальны эти недостатки, можно ли что-нибудь исправить? Хочется думать, что вполне – и здесь приятно отметить, что режиссер-постановщик Кирилл Вытоптов (ему в этом году исполняется 40 лет) идет на диалог, не обижается на критику и не замирает в позе абсолютной непогрешимости. Возможно, и эту постановку он сделает лучше. Благо, сегодня Вытоптов на подъеме, ставит в ведущих театрах, а в театре на Бронной на его вещах во многом держится репертуар. Так что неудача была бы обидна. Редакция "Ревизора.ru" с удовольствием подтверждает, что этот отзыв на постановку вызвал идеальное взаимодействие режиссера и рецензента. Когда Михаил Гундарин разместил на своей странице ВКонтакте основные тезисы-замечания будущей рецензии, Кирилл Вытоптов прокомментировал их, поблагодарив критика за посещение спектакля, подробный отзыв и пообещал дальше работать над проектом и устранять недостатки. Надеемся, что все публикуемые нами рецензии будут вызывать столь же конструктивную реакцию!