Войти в почту

В Уфе выставка "Из легенд" завершилась встречей с Фирдантом Нуриахметовым

Выставка "Из легенд" одного из самых ярких скульпторов Башкортостана и России заслуженного художника РБ Фирданта Нуриахметова в Нестеровском музее завершилась творческой встречей с автором, который с энтузиазмом рассказал буквально обо всех экспонатах.

В Уфе выставка "Из легенд" завершилась встречей с Фирдантом Нуриахметовым
© Российская Газета

У каждого своя история и предыстория. Например, композиция "Из легенд", состоящая из трех объектов, в которых угадываются седла, сделана из камней - обломков парапета. Образы "Молящейся" и "Радуги" навеяны личностью крестной матери. Композиция "Не квадрат" сформировалась достаточно случайно: при плавке бронзы разорвался тигель, и металл пролился в печь, к счастью не вызвав пожара. Скульптор вытащил из печи остывшую массу, где-то отрезал, что-то приварил - и получилось произведение искусства. Две работы посвящены маме, рано ушедшей из жизни. "Для меня она все еще жива, просто переплыла в другой мир", - говорит Фирдант.

Он родился в рабочем поселке Караяр Караидельского района и, хотя давно живет в Уфе, неразрывно связан с родиной. Деревенский быт и труд простых людей для него - не отвлеченная тема. Отголоски этого нашли отражение в арт-объектах. Для создания "Звездопада" пригодились зубья сломанной косилки, а для "Забытой истории" - наконечники багров, используемых при лесосплаве, - это ремесло кормило жителей поселка. После смерти отца, окончив пятый класс, Фирдант тоже трудился на сплаве леса.

- Эта работа прикипела ко мне, стала частью ДНК. Надо было как-то отблагодарить поселок свой рабочий, школу, ребят, старших товарищей. Портрета каждого не сделаешь, многих уже нет в живых, да и сплава тоже. Данный арт-объект можно назвать образом того времени, - объяснил он.

В центре композиции настоящий артефакт - наконечник багра 1960-х годов, вокруг которого десятки других, изготовленных уже по заказу. Этот арт-объект автор переделывал многократно, пока не добился нужного звучания.

- Работаешь, переделываешь, и в какой-то момент сверху тебе приходит не то что озарение, а направление, - говорит Фирдант. - Нужна была какая-то драматургия. Покрашенные багры никак "не работали", а когда появились их тени - все сложилось, работа возвелась в степень. Тут, конечно, сказывается и исторический опыт, и собственный.

Фото: Гульназ Данилова

Выставка ретроспективная, все экспонаты - из собрания музея. На раннем этапе это были портреты, например скульпторов Николая Калинушкина, Владимира Лобанова, художников Пиросмани, Михаила Назарова, отличающиеся не столько внешним сходством, сколько точным попаданием в характер.

- Я всеядный, работаю и с деревом, и с камнем, и в бронзе отливал сам. Они все разные - металл требует доработки, камень надо рубить, - говорит мастер. - Ощущение внутренней радости появляется после того, как пластическая драматургия перестает принадлежать тебе и начинает жить собственной жизнью.

Фото: Гульназ Данилова

Он рассказал, что размеры скульптуры может диктовать материал. Например, "Лук Шагали-Шакмана" (так звали предводителя башкирского племени тамьян, возглавившего борьбу против Ногайской Орды) как раз вписался в размер мраморного блока.

Многих интересовало, что символизируют знаки на крыльях ангела, сделанного из дерева. Оказалось, что это "маршрут" профессионального пути, который прошел скульптор.

Фото: Гульназ Данилова

Кстати, работы Фирданта Салимьяновича, как золотники, "рассыпаны" по всему музею и вне его стен. Это композиция, созданная в соавторстве с Русланом Нигматуллиным, размещенная у входа в зал, два трона во дворе музея и, конечно, памятник Михаилу Васильевичу Нестерову в скверике у особняка Лаптева, за которую Фирдант Нуриахметов в составе авторского коллектива получил Госпремию РБ имени М.В. Нестерова. Кстати, мемориальная доска в честь великого уфимца на стене гостиницы "Агидель" - тоже его рук дело. Совсем рядом, на аллее "Арттерия" среди скульптур, выполненных мастерами из разных стран, есть и Нуриахметовская - "Белая река". Произведения уфимского автора установлены также в парках и скверах Пензы, Ростова-на-Дону, Рязани, Азова, Казани, Москвы, Элисты, Нефтекамске, Кутаиси, Петергофе, Сен-Жорж-де-Кото (Франция) - городах, где проходили симпозиумы современной скульптуры.

Шесть работ Фирданта Нуриахметова находятся в собрании Третьяковской галереи, еще несколько - в Русском музее. Член-корреспондент Российской академии художеств, крупнейший специалист в области советской и российской скульптуры Людмила Марц считает, что в произведениях Нуриахметова "практически стерты грани между мифом и реальностью, между фольклором и аллегорией, между традицией и contemporary art", а существует многослойное прочтение темы, которое и привносит в образную структуру каждого произведения особую драматургию.

Фото: Гульназ Данилова