Войти в почту

Как в Уфе сохраняют память о прошлом и воспитывают патриотов

Тульский самовар 1700-х годов, созданный без единого гвоздя ткацкий станок, уникальные сапоги из шасси немецких самолетов "Юнкерс-52", большой деревянный самолетный винт - это лишь малая часть экспонатов музея истории школы N 53 микрорайона Максимовка в Уфе. Здесь по крупицам собирают и хранят сведения о героическом прошлом, подвигах земляков и проводят исследования по истории родного края. Занимаются этим и взрослые, и дети.

Как в Уфе сохраняют память о прошлом и воспитывают патриотов
© Российская Газета

Аэродром как кузница героев

Это сейчас Максимовка - небольшой тихий микрорайон Уфы, а в годы Великой Отечественной войны здесь кипела жизнь. После эвакуации в Башкирию заводов из Рыбинска и Москвы в Максимовку перебазировался и аэродром, а в старом здании школы разместилась опытно-летная испытательная станция, где над созданием двигателей для военных самолетов работал дважды Герой Социалистического Труда конструктор Владимир Климов. Местные мальчишки с замиранием сердца наблюдали за взлетом и посадкой очередного самолета, восхищались летчиками и мечтали сами сесть за штурвал. Неудивительно, что многие выпускники школы N 53 связали свою жизнь с авиацией и пошли работать на Уфимский моторостроительный завод. Аэродрома уже нет, но о людях, которые здесь трудились, помнят до сих пор.

Сегодня на одной из стен школьного музея размещен стенд с фотографиями сотрудников аэродрома военного и послевоенного времени. Особая гордость Максимовки - три летчика - Героя Советского Союза: Александр Кобелев, Александр Вакульский и Иван Максимча. Кстати, имя последнего присвоено школе N 53.

Над стендом висит настоящий деревянный самолетный винт одной из машин периода Великой Отечественной войны. Здесь же можно посмотреть модели самолетов, для которых изготавливали двигатели в Уфе. Эти модели собрал ветеран аэродрома, авиационный техник Александр Дьяконов. Также в музее представлены личные вещи пилотов: дневники, журналы, ордена, летные книжки и даже фрагмент обшивки фюзеляжа трофейного самолета "Юнкерс-52".

Исследуя прошлое

Большинство экспонатов принесли в музей местные жители. К примеру, до сих пор находящийся в рабочем состоянии ткацкий станок, прялки, лапти, съемные лезвия коньков, чугунные утюги, старинные часы и телефоны. Здесь также представлены семейные древа самых крупных династий Максимовки, например родословная Кочкиных, которая начинается с 1674 года.

Фото: Айгуль Камаева/ РГ

Кстати, именно выпускники школы более 20 лет назад предложили создать музей истории Максимовки, приурочив его открытие к 95-летию образовательной организации. Теперь он филиал московского Музея Победы, чему способствовала долгая работа по изучению истории края.

- Подчеркну, что это совместная работа, которая имеет успех благодаря заинтересованным коренным жителям Максимовки. К примеру, один из инициаторов поискового движения, наш выпускник, бывший замдиректора завода УМПО - Анатолий Горшунов. Он краевед по призванию. Много лет назад, когда еще не были рассекречены архивы, он начал ходить по домам Максимовки, составлять списки земляков, ушедших на войну. Позже заводчане установили напротив школы стелу с именами наших воинов, потом списки дополняли новой информацией, - рассказывает руководитель музея, замдиректора по воспитательной работе центра образования N 53 Дина Гареева.

Информация о земляках - участниках Великой Отечественной войны легла в основу двухтомника "Бессмертная рота Максимовки". В книгах сведения о боевом пути практически всех 192 земляков, отправившихся на фронт (90 из них не вернулись). По словам Анатолия Горшунова, не удалось найти данные лишь о трех призванных на фронт из Максимовки мужчинах.

Помогал в сборе информации и подготовке книг о войне 1941-1945 годов, а также поделился своими находками и правнук солдата Первой мировой войны и внук фронтовика, капитан третьего ранга запаса Александр Кочкин. Он живет во Владивостоке, но в детстве часто гостил у деда в Максимовке и уже тогда интересовался историей своей семьи.

- Дед-фронтовик и прадед - участник трех войн практически ничего не рассказывали. Я по крупицам стал восстанавливать информацию об их боевом пути, параллельно накапливая данные об участии в войнах других односельчан. Сложнее всего было с поиском сведений о Первой мировой войне. Приходилось опираться на рассказы старших родственников и делать запросы в различные архивы. Стало проще, когда заработал сайт "Памяти героев Великой войны 1914-1918", где есть персональные архивные документы и журналы боевых действий. Оттуда мы получили 90.% материала, опубликовали книгу об участии более 100 максимовцев в Первой мировой войне "Незабытые герои забытой войны". А потом установили памятный камень с их именами. Я рад, что через 100 лет удалось хотя бы частично исправить историческую несправедливость и передать следующим поколениям память о предках, в тяжелое для страны время вставших на ее защиту, ведь каждая фамилия в книге - это чья-то семейная история, - рассказывает Александр Кочкин.

Фото: Айгуль Камаева/ РГ

Теперь в планах жителей Максимовки заняться увековечиванием в микрорайоне имени конструктора Владимира Климова и установить стелу в память о работниках аэродрома.

Краеведы и патриоты

Но самое интересное, что в краеведческую деятельность в Максимовке вовлечены в том числе дети. И не ради оценок. Ребята пишут проектные работы и выступают с ними на различных конкурсах, занимая призовые места.

- Мы стараемся заинтересовать детей историей Максимовки через экскурсии по музею, на которых рассказываем о том, что касается их дома, семей, и через поисковую работу. Чтобы воспитать полноценных граждан своей страны, необходимо привить чувство любви в первую очередь к малой родине. Дети должны знать прошлое, местные традиции. Глубже изучать историю малой родины через призму судеб земляков, их трудового и ратного подвига. Это помогает ребенку ощутить себя звеном единого исторического процесса, почувствовать ответственность за судьбу не только своей малой родины, но и всей страны, - говорит Дина Гареева.

Так, ежегодно в школе проводят встречи "История одной фотографии". К примеру, одна из них была посвящена изучению судьбы уже заброшенного поселения Березовая Грива, располагавшегося недалеко от Максимовки. Здесь до 1967 года жили люди, строившие северный водозабор Уфаводоканала. С тех времен нашлась групповая фотография 1942 года, на которой были запечатлены более 20 детей Березовой Гривы. Поисковикам удалось найти их и организовать встречу в школе. На нее приехали восемь человек, в том числе из других регионов нашей страны. Не менее трогательно проходили в школьном музее и встречи летного отряда УМПО, выпускников школы, музыкантов и многих других коллективов.

Детям интересно изучать и названия улиц родного микрорайона, историю появления озера и знаменитой Курочкиной горы. С особым азартом они выясняли, какие прозвища раньше давали местным жителям. Старожилы-учителя еще помнят время, когда в одном классе учились по четыре Ивана Кочкина. Кочкин - была самая распространенная фамилия в Максимовке. Поэтому и приходилось придумывать прозвища типа Иван-кузнец, Полтора Ивана и так далее. Ребята провели по этому поводу целое исследование.

- Я уверена, что любая исследовательская работа должна иметь прикладной характер. Вот мы и стараемся не просто изучать судьбы наших земляков, но и увековечивать их память. Конечно, не все любят краеведение и невозможно за счет музея воспитать всех детей патриотами. Но если нам удастся заинтересовать историей нашего края даже несколько ребят, то это уже хороший результат. Необязательно они станут историками, важнее воспитательный момент. Уверена, наши дети вырастут достойными гражданами страны, - отметила директор музея.

Кстати

В сентябре 2022 года на базе пятых классов в центре образования N 53 создали кадетский класс летчиков. Ребята изучают дисциплины "История авиации", "Спортивное ориентирование", "Строевая подготовка" и другие, на которых получают первые азы летных профессий, изучают историю военного искусства, осваивают приемы рукопашного боя, проходят обязательную военную подготовку.

Фото: Айгуль Камаева/ РГ