Войти в почту

«Наша сцена — и каюта корабля, и подводная лодка». Поэт и режиссер Владислав Маленко — о театре «быстрого реагирования»

Московский театр поэтов появился как синтез литературы, истории, музыки и актерского мастерства. Он не похож на обычный театр: у него нет цехов и собственного помещения, а сами актеры в шутку называют себя цыганами с кибиткой.

«Наша сцена — и каюта корабля, и подводная лодка». Поэт и режиссер Владислав Маленко — о театре «быстрого реагирования»
© Mos.ru

В преддверии Всемирного дня поэзии, который отмечается 21 марта, основатель и руководитель Московского театра поэтов, писатель, актер и режиссер заслуженный деятель искусств России Владислав Маленко рассказал корреспонденту mos.ru, как появился такой оригинальный проект и какова роль поэта в современном обществе.

По стопам Шекспира и Высоцкого

— Вас называют «человек-оркестр»: вы и поэт, и актер, и телеведущий, и режиссер, и военный корреспондент… А кем вы себя считаете в первую очередь?

— Я в первую очередь человек и, конечно же, поэт. Писать стихи я начал с семи лет. Как и у многих советских мальчишек, первое стихотворение было о праздничном салюте. Уже в 14 лет я понимал, что создаю что-то важное и для себя, и для мира.

— Вы говорили, что много читали в детстве. Поэзия родилась из прочитанной литературы?

— Не только, хотя литература, конечно, сыграла важную роль. Я обожал библиотеки, вдыхать запах книг, гладить страницы. Рос на сказках Александра Пушкина, рассказах Льва Кассиля, зачитывался Фенимором Купером, Александром Дюма, Михаилом Пришвиным, Константином Паустовским, Виталием Бианки. С детства любил природу, особенно наблюдать за птицами, интересовался космосом. И мне очень повезло с родителями. Помню, как с папой ходили на Неделю детской книги, где читали стихи Агния Барто и Сергей Михалков. Я впитывал это, как губка.

— Свой главный проект — всероссийский фестиваль молодой поэзии «Филатов-фест» — вы назвали в честь советского актера и писателя Леонида Филатова, с которым были лично знакомы. Какую роль он сыграл в вашей жизни?

Леонид Филатов был первым из крупных поэтов, кто обратил на меня внимание. Так получилось, что моим сержантом в годы армейской службы был Денис Золотухин — сын актера Валерия Золотухина и пасынок Леонида Филатова. Однажды мы с ним ушли в самоволку, и Денис пригласил меня в гости. Там я впервые увидел Филатова. Он даже одолжил мне свой свитер, чтобы я мог переодеть армейскую форму и навестить родителей. Я приходил к ним в гости потом еще не раз и наконец принес тетрадь со своими стихами. Пока Филатов читал, я ждал, застыв от нервного напряжения, в соседней комнате. А когда он позвал меня, вошел в кабинет, как на эшафот. Филатов курил и молчал, а я даже не мог сесть от волнения. И тут он начал читать мое стихотворение, посвященное 100-летию Михаила Булгакова. «Михаил Афанасьевич, вам исполняется сто! Вы плывете Москвою в знаменитом весеннем пальто», — декламировал он, и я почувствовал, что будто бы сам отрываюсь от пола и плыву над Москвой. Филатов похвалил мои стихи и сказал, что их нужно напечатать в журнале «Юность». Я не напечатался тогда в журнале, но этот момент однозначно повлиял на мою жизнь.

— Вы окончили Высшее театральное училище имени М.С. Щепкина и стали успешным актером. Но потом все же решили посвятить себя поэзии…

— Мне всегда нравилась игровая стихия, придумывать стендапы, смешить товарищей. Хотелось соединить театр и литературу, стать поэтом-актером, как Шекспир и Высоцкий. После школы работал в первом хозрасчетном театре на Таганке. Там я познакомился и подружился с актером и режиссером Валентином Рыжим. Мы ставили поэтический спектакль по поэме Андрея Вознесенского «Ров», и сам Вознесенский приехал на премьеру. Выпустившись из «Щепки», где мне посчастливилось учиться у лучших педагогов, играл в Театре имени Моссовета. Из него меня украл Юрий Любимов в свой Театр на Таганке. Это было прекрасное время, давали по 30 спектаклей в день, ездили на гастроли по всему миру.

Параллельно вел ТВ-программы «Тет-а-тет», «До 16 и старше», «Куклы» и понемногу печатался. Свой первый гонорар я получил за публикацию в сатирическом журнале «Крокодил». От лица знаменитых поэтов написал пародийные стихи про московских тараканов.

Сцена — подводная лодка, а декорация — луч света

— Как появилась идея создать Московский театр поэтов?

— Осенью 2012 года в Театре на Таганке готовился поэтический вечер. Когда меня спросили, какой будет декорация к нему, я написал мелом на черной стене: «Театр поэтов». А ниже — имена актеров, поэтов, художников, которые принимали участие в представлении. Так началась эта история.

— Какой путь прошел Московский театр поэтов за эти 12 лет?

— Театр поэтов — это не только стихи, которыми зрителя легко перекормить. Это своего рода философия и образ жизни, сплав разных видов искусства. Например, в поэтическом спектакле «Площадь Революции» мы использовали рассказы людей, исторические статьи, лозунги, цитаты, песни, саксофон и элементы циркового представления. В «Севастополе» зонги (близкие к джазовому ритму баллады) на втором плане передавали происходящее в душе героев.

— Московский театр поэтов реализует концепцию быстрого реагирования. Расскажите, что это значит.

— Мы театр без помещения, как цыгане с кибиткой. Зато у нас есть возможность быстро собраться, за одну ночь написать сценарий — и уже через несколько часов быть на месте. А выступаем везде: в госпитальной палате, каюте корабля, на борту самолета, в отсеке подводной лодки, офицерской столовой, сельском клубе, книжном магазине, на станции метро, на городской площади, стадионе или в открытом поле. Из декораций — флешка с видеороликами и проекциями, а для некоторых представлений достаточно луча света.

Есть у нас и классические театральные форматы. Вообще, мы можем адаптировать под свои проекты любые площадки — от планетария до «Цирка дю солей» и Большого театра, использовать новейшие технологии.

— Ваши творческие проекты тесно связаны не только с классической русской литературой, но и со значимыми историческими событиями, в частности Великой Отечественной войной. Эти направления были изначальным выбором или вы пришли к ним в процессе работы?

— Эти темы мне всегда были близки. Я работаю над художественным оформлением акции «Бессмертный полк», начинаю это мероприятие в качестве ведущего. Вместе с коллегами по творческому цеху мы несем портреты поэтов-фронтовиков. Проводим патриотические вечера. Хочется продолжать работать в этом направлении.

— Кто сегодня составляет основной коллектив Московского театра поэтов?

— Создавая очередной проект, мы привлекаем к нему актеров, художников, музыкантов и поэтов, но основной костяк театра — это шесть человек, многие пришли к нам из «Филатов-феста». Прекрасный поэт и мой помощник Александр Антипов, актриса Анна Шипенко, которая замечательно читает сложные стихи. Роман Сорокин пришел к нам из театральной среды и буквально на глазах вырастает в крупного поэта. Артист и бард Сергей Шолох. Административный директор и бывший актер Театра на Таганке Николай Шкаруба и музыкант Сергей Летов — с ним мы уже больше 25 лет.

— Какими проектами сейчас занимается ваш театр?

— Главный проект сейчас — это «Филатов-фест». Каждый год на него приходит по три тысячи заявок из разных городов страны. За 10 лет через этот фестиваль прошли почти все современные поэты. Уже скоро начнутся очные туры участников, а следующим этапом станет большой финал. 29 марта состоится концерт в оригинальном формате, который очень популярен у публики, — на поэтический ринг выйдут классики и современники. Молодые поэты читают свои стихи, а наши артисты противопоставляют им на эту же тематику стихи мэтров.

Поэт должен стать пророком

— Какова, по-вашему, роль поэта в современном обществе?

— Я считаю, пришло наше время, которое мы, поэты, должны озвучить. Я назвал это время «сборкой». Мне не близок образ творца-индивидуалиста, я люблю Маяковского, который был одним из лучших лириков своего века, но при этом писал злободневные сатиры, пьесы, басни, рисовал плакаты. Если поэт становится пророком, за ним пойдут и ему поверят. Так было всегда.

— Кого из современников вы считаете выдающимися поэтами и почему?

— Поэтов я сравниваю с обслуживающим персоналом самолета. Пока ты живешь —ухаживаешь за корпусом, крыльями, протираешь детали, заливаешь авиационный керосин, проверяешь датчики, пружинки, батарейки. А ценность твоего творчества определят уже потомки.

Из современников восхищаюсь Анной Долгаревой, Игорем Карауловым, могу еще называть имена, но не хочу кого-то пропустить и тем самым обидеть.

— Каким вы видите будущее русской поэзии и Московского театра поэтов?

— Я мечтаю открыть московский центр поэзии, где можно будет ставить поэтические спектакли и опыты, проводить лекции. Чтобы он стал базой мировой и русской литературы, куда могли бы приходить люди, читать тексты Гомера с современных экранов, слушать их в аудиозаписях.

Еще я хочу, чтобы наши поэты собирали стадионы. Я очень верю в Россию, и сейчас каждый должен служить ей с полной отдачей. Особенно поэты.

Есенинские места и история из Переделкина: на Russpass представили серию литературных аудиоэкскурсийНа портале «Узнай Москву» появился маршрут, посвященный народному артисту СССР Олегу Янковскому«Волшебный фонарь»: Дом-музей Марины Цветаевой приглашает на новую выставку