Войти в почту

Плату за изображение "Родины-матери" будет получать наследник скульптора Вучетича

До сих пор права принадлежали музею-заповеднику «Сталинградская битва». Однако Евгений Вучетич – полный тезка, внук и единственный наследник скульптора Евгения Вучетича, автора всемирно известного монумента «Родина-мать зовет!» на Мамаевом кургане в Волгограде – обратился в суд и выиграл дело. Теперь именно он будет давать разрешение на использование изображения и вправе получать за это плату. Вердикт вызвал неоднозначную реакцию общественности.

Плату за изображение "Родины-матери" будет получать наследник скульптора Вучетича
© Волгоградская правда

Символ Волгограда

Скульптуру «Родина-мать зовет!» на Мамаевом кургане в Волгограде открыли 15 октября 1967 года, и она стала одним из главных монументов, посвященных Великой Отечественной войне, олицетворением мужества и непобедимости советского народа. Статуя высотой 85 м – «сердце» памятника-ансамбля на главной высоте России, ее справедливо называют символом не только Сталинградской битвы, но и города-героя на Волге.

Изображение монумента используется на флаге и гербе Волгоградского региона, в эмблемах силовых структур, в символике различных мероприятий военно-патриотической, культурной направленности. А еще «Родина-мать зовет!» есть на шевронах волгоградских бойцов СВО и на бортах военной техники, которая сейчас находится на фронте.

Разумеется, используют «визуал» скульптуры и в коммерческих целях – на сувенирной продукции, например на книгах, альбомах, постерах, стикерах, открытках, посуде и других предметах. Нередко заимствуют изображение знаменитой женщины с мечом в качестве элемента своих логотипов и волгоградские организации, в том числе средства массовой информации.

Бесплатно для некоммерческих целей

Раньше за разрешением необходимо было обращаться в музей-заповедник «Сталинградская битва». Соответствующим правом это федеральное учреждение культуры наделяет российское законодательство.

Музей подходил к этому вопросу гибко: плата взималась, только если речь шла о продукции коммерческого назначения. В случае демонстрации всемирно известного символа в иных целях, не связанных с извлечением прибыли, такое право предоставлялось безвозмездно.

В 2009 году волгоградский музей, который, кстати, отвечает за сохранность главного сталинградского монумента, подал заявку в Роспатент на регистрацию товарного знака с изображением «Родины-матери».

«Это было сделано в целях упорядочения, единообразия, стремления не допустить искаженного использования изображения памятника, – поясняют в музее-заповеднике «Сталинградская битва». – И это не встретило никаких препятствий со стороны наследницы скульптора на тот момент, его вдовы Веры Владимировны Вучетич».

Авторское право наследника

Коллизия в том, что скульптура «Родина-мать зовет!», как и любое произведение искусства или творчества, подпадает под нормы авторского права – оно принадлежит создателям, а после их смерти – их наследникам.

Единственный на сегодня родственник скульптора Евгения Вучетича – его внук Евгений Вучетич заключил договор с Ассоциацией правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере изобразительного искусства «УПРАВИС». Как рассказали опрошенные «Волгоградской правдой» эксперты, эта организация в основном взаимодействует с заявителями на коммерческой основе.

Внук Вучетича, опираясь по помощь «УПРАВИС», добился через суд отмены права музея «Сталинградская битва» на использование товарного знака с изображением «Родины-матери».

Теперь за использование этого символа придется платить Евгению Вучетичу-младшему. Именно он или его представители будут решать, кому предоставить разрешение изображать «Родину-мать», а кому – нет.

«Не такие уж большие деньги...»

«Речь идет не о таких уж и больших деньгах», – успокаивают в компании «УПРАВИС» и заявляют, что не видят никаких проблем с реализацией решения суда. Представители ассоциации подчеркивают законность того, что авторские права на использование изображения произведения искусства теперь принадлежат наследнику Вучетича.

«На самом деле, – считает руководитель отдела по работе с плательщиками организации «УПРАВИС» Алексей Кисточкин, – ничего не изменилось. Просто до этого изготовители печатной и сувенирной продукции не знали, что, помимо музейного, существует еще и авторское право. Права на свои произведения Вучетич никому не передавал, они сохранились за ним и его наследником. Эти нормы действовали в советское время и продолжают действовать сейчас».

В «УПРАВИС» подчеркивают, что обращение в суд и последующее решение о передаче прав на использование изображения волгоградской «Родины-матери» внуку создателя скульптуры Евгению Вучетичу «не преследует целью всех ограбить и озолотиться».

Примерные расценки ни для кого не секрет: при использовании изображения «Родины-матери» в печатной продукции – газетах, журналах, книгах – отчисления правообладателю зависят от тиража, вида и размера издания.

Если же кто-то захочет разместить образ «Родины-матери» на сувенирной продукции, то плата составит 8,5% отпускной цены изготовителя без НДС, а для подарков будет применяться пониженная ставка – 4%.

«В большинстве случаев, если речь идет о социальной направленности, если нет ярко выраженной коммерческой выгоды, то разрешения будут выдаваться на льготных условиях или на безвозмездной основе, – заверили представители «УПРАВИС». – Конечно, мы прекрасно понимаем статус объекта».

«Обязаны показать мне»

Сам Евгений Вучетич, внук скульптора, тоже против того, чтобы интерпретировать решение суда в свою пользу как попытку заработать на всемирно известном памятнике. Наследнику, по его словам, прежде всего, важно контролировать качество продукции.

«Я видел в продаже уродливые фигурки, с художественной точки зрения крайне несовершенные, к тому же они еще и недешево стоили», – поясняет Евгений Вучетич-внук.

На вопрос – что будет теперь с использованием всемирно известного образа – он отвечает: никто никому ничего не запрещает. Но есть нюансы.

«Тот, кто собирается производить «сувенирку», теперь обязан показать ее мне и, кстати, музею в том числе, и мы общими усилиями примем решение», – объясняет Вучетич-младший и уверяет, что «в 90% случаев никаких проблем вообще ни у кого не возникнет».

Плата за герб?

А вот волгоградский музей-заповедник «Сталинградская битва» не разделяет позицию наследника скульптора и представляющей его интересы компании «УПРАВИС» в части предоставления прав на возмездной основе для некоммерческого использования третьими лицами.

В частности, в федеральном учреждении культуры напоминают, что «Родина-мать зовет» присутствует на флаге и гербе Волгоградской области и что этот символ прочно ассоциируется с городом-героем, регионом, где произошла величайшая битва в истории Великой Отечественной войны.

Изображение монумента часто используют органы власти, государственные и муниципальные организации при проведении различных мероприятий. «Родина-мать», например, есть на эмблеме волгоградского управления ФСБ России.

До сих пор плата за это не взималась. Будут ли теперь брать деньги – а если да, то сколько – пока непонятно.

Но интересно было бы узнать, во сколько юристы «УПРАВИС» оценят, например, разрешение оставить изображение всемирно известной скульптуры на флаге и гербе Волгоградской области и на эмблеме регионального УФСБ? Или сколько будет стоить возможность показывать уменьшенную копию монумента на площадке выставки-форума «Россия» на ВДНХ в Москве?

А вот еще вопрос: смогут ли продолжать безвозмездно носить шевроны с волгоградской «Родиной-матерью» бойцы, которые сейчас сражаются в зоне СВО? Или же им нужно будет сначала согласовать это изображение с правообладателями? А если все-таки они дадут добро, то безвозмездно или «на льготных условиях»?

Очень хочется надеяться, что все эти версии останутся лишь в больном воображении журналистов. И что порядок использования визуального облика главного сталинградского символа останется таким, каким был прежде: бесплатным для некоммерческих целей.

Впрочем, тревога и опасения у некоторых экспертов все равно есть. Заслуженный юрист РФ, член Общественной палаты Волгоградской области Светлана Казаченок считает, что передача прав частному лицу может иметь негативные последствия, поскольку речь идет об одном из важнейших символов страны.

«Конечно, это неожиданно, что по решению суда авторские права на изображение «Родины-матери» перешли внуку Вучетича, – комментирует юрист. – Здесь надо иметь в виду, что мы говорим не об обычном произведении искусства, а о символе героизма наших воинов, защитников Сталинграда, сплочения российского народа перед трудностями».

Судебные решения, подчеркивает Светлана Казаченок, безусловно, надо исполнять, но в данном случае, полагает она, нужно разобраться в деталях и при необходимости обжаловать вынесенный вердикт.

«Я не знаю всех юридических нюансов этого дела, но как коренной волгоградке мне это очень огорчительно и непонятно, потому что, на мой взгляд, такие символы должны принадлежать не физическим лицам, а народу», – убеждена Светлана Казаченок.

Справка «Волгоградской правды»

«Родина-мать зовет!» – работа скульптора Евгения Вучетича и инженера Николая Никитина. Ее строительство начали в 1959 году, а завершили в 1967-м. Высота статуи – 85 м, вместе с основанием – 87 м, она находится на бетонном фундаменте глубиной 16 м, масса памятника – более 8 тыс. тонн.

Это одна из самых высоких скульптур в мире: статуя Свободы в Нью-Йорке – 46 м (93 м с постаментом), статуя Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро – 30 м (38 м с постаментом). Волгоградский монумент внутри полый, он состоит из отдельных сегментов, толщина железобетонных стен – 25–30 см, удерживают статую более 100 натянутых внутри металлических тросов.

Меч длиной 33 м и весом 14 тонн первоначально изготовили из нержавеющей стали, обшитой титаном. Но скульптура плохо справлялась с такой огромной нагрузкой, и в 1972 году меч заменили на стальной. Железобетонные конструкции статуи дополнительно укрепляли в 1986-м, но комплексных капитальных работ за полвека не проводилось ни разу.

В 2008 году специалисты приступили к разработке соответствующего проекта – сложнейшая реставрация была разбита на несколько этапов. На последнем выполняли работы на внешней поверхности статуи. Тогда пришлось заделать около 13 км трещин, которые образовались на монументе за 50 лет нахождения на открытом пространстве высокого кургана, на ветру, под снегом и дождем.

Полностью отреставрированная скульптура «Родина-мать зовет!», немного изменившая свой цвет на более светлый, была освобождена от строительных лесов в мае 2020 года, к 75-летию Великой Победы.