Войти в почту

Жилье для бедных и богатых: в самарском музее-галерее "Заварка" 15 марта открылась выставка, посвященная доходным домам

От инсул до челышевских домов Тема экспозиции напрямую связана с историей построенного по проекту Александра Щербачева здания на Самарской, где ныне находится музей-галерея "Заварка". В 1907 году эту усадьбу, ранее принадлежавшую купцу Михаилу Маштакову, приобрел другой купец, Николай Марков, и открыл доходный дом. Здесь располагалось 8 квартир по 4 комнаты на первом и втором этажах. Сохранилась их планировка. На выставке можно увидеть разметку, где находились перегородки между комнатами. - Рассматривая каждый этаж доходного дома, можно увидеть его разнообразную жизнь, - говорит куратор выставки, старший научный сотрудник музея Кирилл Гуров. - Прежде всего, мы показали отношения внутри доходного дома: как взаимодействовали друг с другом жильцы, прислуга и домовладелец. Создали портреты и представили типы людей, которые когда-то здесь жили. На выставке можно узнать о предыстории появления доходных домов. Их прототипом были появившиеся еще в третьем веке до нашей эры инсулы - древнеримские многоэтажные дома с комнатами, предназначенными для сдачи в наем. К девятнадцатому веку такой тип жилья стал популярным и в Европе, и в России. Собирательный архитектурный образ таких зданий представлен в первом выставочном зале. Здесь же можно познакомиться с фотопроектом "Детали доходного дома". На девяти коллажах из полусотни снимков показаны самарские доходные дома Зарубалова, Челышева, Гринберга, Маштакова, Нуйчева и других владельцев. Кроме того, в первом зале представлена карта дореволюционной Самары. С ее помощью мы можем понять, где именно в нашем городе находились здания, предназначенные для сдачи жилья в аренду. В этом же выставочном пространстве размещены сохранившиеся оригинальные детали фасада дома Маштакова. "Идеальный доходный дом" Во втором зале организаторы выставки показали образ доходного дома как социального явления. Представление об этом дают, например, цитаты из периодической печати. В дореволюционных газетах размещались законодательные требования к домовладельцам, статьи, сатирические рассказы и анекдоты из жизни съемщиков. Вот один из них. "Отъезжающий, посмотрев счет, слуге: "Скажите, у вас не останавливался Шиллер перед тем, как написать своих "Разбойников"?". Нередко события, связанные с жизнью доходных домов, попадали в криминальную хронику, на выставке можно прочитать образцы таких сообщений. В этом же зале - выписки из полезных советов о правилах жизни в доходном доме. Например, здесь рассказывается, как лучше проводить уборку помещений, бороться с блохами и вшами, и чт делать, "если жук-точильщик ест ваш дом". Здесь же можно узнать, чем именно отличались "барские" и "средние" квартиры от беднейших, каким было жилье "нахлебников" и на каких условиях можно было снять каморку, угол и койку. Представители разных социальных слоев жили на разных этажах. Чем он был выше, тем меньше требовалась арендная плата. На первом этаже часто располагались магазины, торговые лавки, модные салоны. На втором - конторы и "барские" квартиры для обеспеченных жильцов. Они состояли из шести и более комнат и имели два входа - парадный, для гостей, и «черный», для прислуги. Парадный вход был оформлен разнообразными архитектурными украшениями, подчеркивавшими статус владельца. На третьем было жилье для людей среднего достатка - к ним относились чиновники, разночинцы, инженеры, служащие частных банков, преподаватели, врачи, адвокаты, актеры, художники. На четвертом этаже (или на чердаке) располагались комнаты для бедноты. Их еще называли каморками. Это были небольшие помещения, лишенные окон. От других комнат каморку отгораживала тонкая тесовая перегородка, иногда не доходившая до потолка. Типичный пример каморки – петербургская комната Раскольникова. Цитата с ее описанием из романа Достоевского "Преступление и наказание" приводится в экспозиции. Были бедные горожане, которые не могли себе позволить даже каморок. Они ютились во флигелях, мансардах или подвалах. В экспозиции представлен портрет типичного владельца доходного дома, собранный из газетных цитат и фрагментов литературных произведений. Рядом можно увидеть макет "идеального доходного дома" и предметы быта XIX – начала XX века. Специально для выставки художник Савелий Малахов создал графические портреты различных типов жителей доходного дома, а Яна Арбузова - ростовые фигуры прислуг. В третьем музейном зале воссозданы типичные звуки доходных домов. Здесь посетителям предлагается пофантазировать и представить себя съемщиками жилья в многоквартирном здании, а затем поделиться своими эмоциями. На открытии экспозиции обзорную экскурсию по ней провели Кирилл Гуров и научный сотрудник "Заварки" Анастасия Волынкина. Выставка, посвящена самарским доходным домам, продлится до 12 мая. Вход свободный.

Жилье для бедных и богатых: в самарском музее-галерее "Заварка" 15 марта открылась выставка, посвященная доходным домам
© СОВА