Войти в почту

Волгоградский казачий театр распахнул для зрителей «Покровские ворота»

В преддверии Международного дня театра Волгоградский музыкально-драматический казачий театр представил зрителям свой новый спектакль «Покровские ворота». Это постановка самого известного произведения выдающегося советского писателя и драматурга Леонида Зорина, по которому в свое время был снят одноименный популярный фильм. Однако спектакль – не попытка скопировать фильм на сцене, а собственное прочтение пьесы волгоградским театральным коллективом.

Волгоградский казачий театр распахнул для зрителей «Покровские ворота»
© Волгоградская правда

На сцене – коммуналка

Когда на сцене казачьего театра был поставлен шекспировский «Гамлет», главный режиссер Владимир Тихонравов произнес сакраментальную фразу: «Как же теперь театру жить? Что можно ставить еще – после "Гамлета"?!».

Как оказалось, ставить очень даже можно. Театр сделал резкий поворот в тематике. После средневековой трагедии на его сцене теплая, душевная, лирическая комедия из знакомого многим советского прошлого.

Спектакль «Покровские ворота» переносит нас в Москву 50-х годов прошлого века. Чуть ли не все его действие происходит в стенах обычной коммуналки. В ней живут Костик Ромин – неунывающий и темпераментный аспирант-историк, Аркадий Велюров – талантливый и энергичный артист Мосэстрады, Лев Хоботов – чудаковатый интеллигент-литератор и другие любопытные персонажи. Их судьбы по ходу пьесы переплетаются в удивительные истории дружбы и любви, радостей и разочарований, расставаний и встреч.

«Мое детство прошло в точно такой же коммуналке, – вспоминает директор казачьего театра Андрей Зуев. – В ней жили четыре семьи. Одна на всех маленькая кухня с четырьмя столами. У каждой семьи была своя конфорка на газовой плитке. Зато люди в таких коммуналках прекрасно знали друг друга! Подставить плечо, помочь кому-то из соседей – это была норма. Вот эти доброта, взаимопомощь жильцов коммуналки и стали главным посылом при создании спектакля "Покровские ворота"».

Без оглядки на киногероев

Олег Скивко ставил спектакль «Покровские ворота» как приглашенный режиссер. Это его первый опыт работы на сцене казачьего театра. Хотя список постановок Скивко внушителен. Он ставил спектакли в Уфе, Ярославле, Рязани, Ульяновске, Тольятти, за рубежом, и ни одна его постановка не была похожа на предыдущую, а моноспектакль «До третьих петухов» по творчеству Василия Шукшина даже получил «Гран-при» на фестивалях в России, Германии и Венгрии.

Волгоградский казачий театр много лет вел переговоры с Олегом Скивко о совместной работе, и вот сейчас все случилось. По словам Александра Зуева, пьеса была выбрана не случайно:

«Нам хотелось, чтобы получилась теплая и светлая работа, созвучная сегодняшнему времени, и мы обратились к творчеству Леонида Зорина – классика советской драматургии. Сыграло свою роль также то, что в 2024 году исполнится 100 лет со дня рождения самого драматурга и 50 лет – его знаменитой пьесе».

Все понимали: зритель будет приходить в театр и вольно или невольно сравнивать героев спектакля и одноименного фильма. А ведь в фильме «Покровские ворота» Михаила Козакова звездный состав артистов. Поэтому режиссер Олег Скивко изначально поставил задачу актерам – не подражать героям фильма, а создавать собственные образы.

Судеб скрещенье

И актеры играют по-своему. Не лучше и не хуже, чем в кино – просто они другие, и именно этим интересны.

В спектакле другая энергетика. Те крылатые фразы, которые мы привыкли слышать из уст выдающихся киноактеров, звучат на сцене казачьего театра совершенно по-иному.

В волгоградском спектакле и музыка не такая, как в фильме. Так решил режиссер. Но все мелодии – из того времени, о котором он поставлен, то есть середины минувшего века. Под то же настроение поставлены и танцы. И все это гармонично сложилось на сцене.

Почти все роли в постановке исполняет молодежный актерский состав. А потому, думается, этот спектакль будет очень понятен волгоградской молодежи. Темы, затронутые в нем, очень важны и сейчас. 2024 год объявлен Годом семьи, а в этой пьесе о семьях и идет речь, о том, как переплетаются их судьбы в коммуналке и о том, что у всех – и у них, и у нас – есть надежда на хорошее, светлое будущее.

Не вызывает сомнений, что спектакль «Покровские ворота» займет достойное место в репертуаре театра.

«Очень хотелось бы, – говорит Андрей Зуев, – чтобы у этого нашего корабля было большое, долгое плавание. А там – время покажет!»