Войти в почту

В Петербурге из-за падения лифта пострадали люди: почему такое случается?

Падение лифта в 24-этажном доме по Новгородскому проспекту в Шушарах вновь поставило вопрос о безопасности подъемников. К счастью, трагедии не произошло. Но пострадали трое, в том числе ребенок. Предварительной причиной падения названа перегрузка, в результате которой подъемник сел на буфер ниже уровня первого этажа. Лифт рассчитан на 630 килограммов (примерно восемь человек), а сели в него восемь взрослых и пять детей. Возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности). Говорить о том, кто именно виноват, рано. Но можно задуматься, почему вообще такое становится возможным, почему нет гарантий безопасности лифтового оборудования?

В Петербурге из-за падения лифта пострадали люди: почему такое случается?
© Российская Газета

К сожалению, случай в Шушарах - не единственный. В прошлом году серьезную травму получила в Нижнем Тагиле молодая женщина, которую зажало в лифте. Малыш, коляску с которым она закатила в лифт, не пострадал. В 2022 году в Мытищах подъемник упал на цокольный этаж, травмы получили шесть человек. А несколько лет назад в Петербурге жертвой неисправного лифта стал грудной ребенок (лифт внезапно пошел вниз, мать не успела в него зайти, коляска перевернулась, и младенец получил травмы, несовместимые с жизнью).

Как уточнили в комитете по здравоохранению Санкт-Петербурга, что касается инцидента в Шушарах, то в больницы были отправлены двое взрослых 38 и 32 лет, а также восьмилетний ребенок. Их состояние врачи оценили как средней тяжести. В дальнейшем одного из взрослых и ребенка отпустили на амбулаторное лечение. Третий пострадавший продолжил лечение в стенах больницы.

Жилищный комитет города официально заявил, что случай в Шушарах носит исключительный характер и что власти готовы оказывать содействие следствию для полного выяснения причин, предшествующих технологическому нарушению в работе подъемника. Понятно, что его эксплуатация остановлена, и после соответствующего обследования оборудование будет перепрограммировано. А в УК "Единый город", отвечающей за данный дом, получить комментарий не удалось. Однако известно: лифт был введен в эксплуатацию всего семь лет назад. То есть до окончания срока его эксплуатации - более пятнадцати лет.

- Слышала мнение: виноваты сами жители, которые толпой вошли в лифт. Но при превышении веса двери лифта не должны были закрыться и не должно было начаться его движение. О перегрузе предупреждает звуковой, иногда световой сигнал. Но даже если он не предусмотрен в конкретной модели, подъемник не должен трогаться с места, - уточнила Галина Белкова, юрист, член Общественного ЖКХ-совета при вице-губернаторе Санкт-Петербурга.

После обследования лифта его перепрограммируют. Потому что авария может быть связана не только с нарушениями при монтаже, эксплуатации оборудования, но и со сбоями в программно-аппаратном обеспечении.

Фото: t.me/gsuskrf_spb

- Если лифт приходит в движение с перегрузом, это указывает на несоответствие данных программирования требованиям безопасности, указанным в паспорте предприятия - производителя оборудования (максимально допустимый вес должен быть указан и в кабине лифта). Не исключено, что в программу намеренно, либо по незнанию, либо по ошибке ввели недопустимые (завышенные) показатели грузоподъемности. Бывает и так, что программное обеспечение имеет недостатки. Специалисты в сфере автоматизации называют их уязвимостью. Такой дефект может долго себя не обнаруживать. Если сбои в работе лифта возникали и ранее, должны были проводиться проверки, результаты фиксироваться. Сведения о том, насколько тщательно контролировалась работа оборудования, тоже будут учтены следствием, - говорит Белкова.

Лифт - не самостоятельное техническое устройство. Он, как поясняет юрист, входит в состав многоквартирного дома, и на управляющую организацию возлагаются обязательства, связанные с его безопасностью. Должны соблюдаться определенные технические регламенты. И это касается любого оборудования, инженерных систем и сетей, находящихся в доме. УК должна заключать договор об обслуживании лифтов со специализированной организацией, и в нем должно быть прописано множество нюансов. Также в специальном журнале должны фиксировать результаты как плановых, так и внеплановых проверок (по жалобам жителей на работу лифта): в чем состояла жалоба, какая проблема выявилась, кто и как устранил и когда. Если жалобы игнорировали - это нарушение 161-й статьи Жилищного кодекса о том, что гражданам должны быть предоставлены безопасные и благоприятные условия проживания.

Есть еще один важный момент. Возможный постоянный перегруз - следствие того, что в доме попросту не хватает лифтов. Либо часть из них не работает. Есть определенные технические расчеты, сколько лифтов должно быть на предполагаемое число жителей. Экономия на лифтах приводит к долгому ожиданию, скоплению людей.

Отдельный вопрос - как граждане эксплуатируют подъемник. Некоторые запросто втискивают в лифт предметы, для перевозки не подходящие, тем самым ломая оборудование. Логика простая. Лифт вроде как ничейный, а гражданину необходимо стройматериалы перевозить.

Специалисты советуют горожанам, в парадных которых лифт работает "странно" (внезапное повышение скорости, остановки, скрежет и другие посторонние звуки), обязательно сообщать об этом в УК, организацию, обслуживающую лифт. Нет результата? В администрацию района (в том числе по круглосуточному телефону горячей линии), на портал обращений "Наш Санкт-Петербург", Единый городской портал обращений.