Войти в почту

"Русский балет", PERMM и "Художники русской эмиграции в Америке" - лауреаты премии The Art Newspaper Russia

Газета The Art Newspaper Russia назвала лауреатов своей премии за 2023 год.

"Русский балет", PERMM и "Художники русской эмиграции в Америке" - лауреаты премии The Art Newspaper Russia
© Российская Газета

Созданная 12 лет назад для того, чтобы продвигать русское искусство за рубежом и знакомить читателей с самыми важными событиями художественной жизни в мире, премия The Art Newspaper стремится сохранить эталон "гамбургского счета". Премия присуждается в пяти номинациях: музей года, выставка года, реставрация года, книга года по искусству, личный вклад. В жюри - сотрудники газеты, то есть искусствоведы, историки искусства, литераторы и журналисты, которые работают в редакции The Art Newspaper Russia. Репутацию премии определяет не величина призовых, а точность экспертного выбора.

В этом году лучшей выставкой года назван проект "Первая позиция. Русский балет", показанный в петербургском ЦВЗ "Манеже", Авторы концепции - Агния Стерлигова и Анна Ялова. В шорт-листе с ней соперничали "Выбор Добычиной" в Музее русского импрессионизма и "Процесс. Франц Кафка и искусство ХХ века" в Еврейском музее и центре толерантности. Редакция сделала выбор в пользу создателей проекта "Первая позиция. Русский балет" - "За то, что сделали искусство балета еще ближе и понятнее широкой аудитории".

Как заметила Алиса Прудникова, директор ГЭС-2, представляя победителя, "в этой выставке соединились интуиция авторов и разные способы рассказать о театральном искусстве не мемориально, но эмоционально. Помимо эффектного дизайна, врезались в память впечатления о физике балета, решения с занавесом и "улицами"".

Кроме ставки на эмоции, архитектуру и приглашения зрителей внутрь сценического пространства, очевидно, что это выбор еще и в пользу синтеза искусств, принципиальный отказ от противопоставления элитарного искусства массовому, поиск общего языка для "улицы безъязыкой" и рафинированного балетного икусства с многовековой историей.

В номинации "Музей" в финал вышли Центр "Зотов", Всероссийский музей декоративного искусства и Музей современного искусства PERMM. Именно пермский музей (директор Наиля Аллахвердиева), работающий шестнадцать лет и обретший в прошлом году собственное здание, и стал призером - "За энергичность, стойкость и умение быть в диалоге с публикой и городом".

Поздравляя коллег из Перми, Роман Жукарин, директор Нижегородского художественного музея, заметил:

"PERMM - институция очень юная по музейным меркам. Я был в сентябре в Перми, у нас была возможность оказаться в новом помещении музея... Это посещение оставило чувство оптимизма и приятную гордость за коллег. Музей давно путешествует, занимал даже торговый центр. …Коллеги смогли работать в условиях, кажущихся не совсем музейными, и на территории предыдущей локации им удавалось сделать важнейшие, знаковые не только для Перми, но и для всей страны выставки".

Фото: permm.ru

В финал номинации "Реставрация года" вышли три отреставрированных объекта - два в Москве (церковь Покрова в Филях XVII века и Дворец пионеров 1962 года на Воробьевых горах) и один в Екатеринбурге ( большое майоликовое панно "Праздник", созданное художником Исидором Фрих-Хара в 1937 году).

Премию получили реставраторы Московского дворца пионеров на Воробьевых горах - "За бережное отношение к образцу советского архитектурного модернизма, любимому поколениями москвичей". Над проектом реставрации работал Московский научно-исследовательский и проектный институт жилищного хозяйства.

Премия эта подчеркивает ценность наследия позднего советского модернизма, о чем не преминула сказать Елизавета Лихачева, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина.

"Дворец пионеров - постройка совершенно выдающаяся. Пожалуй, одна из лучших вещей в истории советского модернизма, с очень интересным ансамблевым решением. Это памятник, достойный, безусловно, не просто сохранения, но и всяческим образом продолжения его идей. В авторский коллектив, который возглавлял архитектор Виктор Егерев, входили выдающиеся люди. Назову хотя бы Феликса Новикова, не так давно умершего. Мне кажется, что это одна из тех вещей, которые являются свидетельствами эпохи прекрасного оптимизма.

Реставрация Дворца пионеров имеет огромное значение. Это один из немногих примеров бережного отношения к наследию эпохи архитектурного модернизма. Памятников эпохи модернизма еще много: район Черемушки, Кремлевский дворец съездов, Новый Арбат… Но в 99% случаев эти здания не ценятся ни властями, ни жителями. Их пытаются снести, переработать, перестроить. Поэтому теперь, после реставрации Дворца пионеров, есть надежда, что, возможно, нам удастся еще что-то отстоять".

Cреди финалистов в номинации "Книга года" были монументальный труд "Дар Костаки", выпущенный Третьяковской галереей в прошлом году, основательная "История российского дизайна. Избранное. 1917-2022", подготовленная Московским музеем дизайна, и "Художники русской эмиграции в Америке", которой издательство "Искусство - ХХI век" продолжило тему, начатую в книге Андрея Толстого.

Победителем стала книга "Художники русской эмиграции в Америке" - "За исследование и популяризацию важной части художественного наследия, корнями связанного с Россией, но созданного за ее пределами". Вступительную статью и комментарии в этом томе написал известный историк русского авангарда Джон Боулт.

Галерист и издатель Ильдар Галеев, представляя лауреата в номинации "Книга года", сказал:

"Несмотря на название, отсылающее к идентификации художника по географическому принципу, главный посыл книги - в пафосе объединения мастеров искусства, находящихся по ту или иную сторону баррикад. Русский художник, даже если он пересекает границу страны, где он формировался и рос, все равно остается русским. Невзирая на национальность - об этом, кстати, тоже хорошо написано в книге. В этом и его триумф, и трагедия, и с этим надо как-то помириться окончательно. Помню, как Андрей Толстой работал над своей книгой о художественной эмиграции, послужившей образцом для нынешнего тома про "русских американцев". Он старался выявить статус художников, оказавшихся на чужбине в том же "плавильном котле" (выражение Боулта, которое используется в книге неоднократно), но только в Европе, а не в Америке. За редким исключением, наши люди с большими проблемами вписываются в новый для себя формат. Всему виной, по всей видимости, герметичность развития самого искусства в России, что отражается и на его представителях вне России".

В номинации "Личный вклад" лауреатами премии The Art Newspaper Russia стали основатели Центра современного искусства "Винзавод" и Фонда поддержки современного искусства "Винзавод" Софья и Роман Троценко. "За верность своей роли первооткрывателей в области современного искусства".

Поздравляя их, основательница и директор музея AZ Наталия Опалева, заметила:

"Винзавод" - уникальное, единственное в своем роде место, объединяющее тех, кто интересуется совриском, тех, кто им занимается профессионально, и собственно художников, творцов современного искусства. Возникшая на месте бывшего пивоваренного завода, эта площадка поддержала мировой тренд на реконструкцию заброшенных промышленных зданий и превращение их в центры современного искусства. Идея сохранить старые названия цехов, приглашение архитектора Александра Бродского для реставрации объекта - все это работало на создание нового модного места, привлекающего не только молодежь, но и всех, кто интересуется искусством.

…Чтобы открыть новую институцию, достаточно желания, драйва и некоторой доли авантюризма. Чтобы поддерживать ее на протяжении многих лет, развивать, надо действительно любить свое дело, расти вместе с ним профессионально, не жалеть времени и средств на постоянный поиск новых имен и вообще всего нового, не бояться меняться вместе со временем. Все это можно сказать про основателей первого частного Центра современного искусства "Винзавод" Софью и Романа Троценко".