Войти в почту

Мариинский театр вернул в Россию "Гугенотов"

Этой огромной, почти пятичасовой оперы, принадлежащей перу француза Джакомо Мейербера, на наших театральных афишах не было больше семи десятилетий. Вообще, миру известно считаное количество постановок "Гугенотов", ибо эта партитура для воплощения требует невероятной концентрации гигантских творческих и материально-технических усилий. Но Мариинская труппа, ведомая Валерием Гергиевым, любит и умеет бросать вызовы, создавая значимые страницы новейшей истории отечественного, да и мирового оперного театра.

Мариинский театр вернул в Россию "Гугенотов"
© Российская Газета

Мариинцы долго готовились к премьере через серию концертных исполнений и сложный выбор постановочной команды. В итоге за работу взялись те, кто не без успеха прошлым летом реализовал на этих подмостках другую, не менее титаническую оперу - "Нюрнбергских мейстерзингеров" Вагнера. Так режиссером-постановщиком "Гугенотов" на Новой сцене Мариинки стал Константин Балакин, сценографом и художником по костюмам - Елена Вершинина, художником по свету - Ирина Вторникова, а за дирижерским пультом, конечно, спектаклем командовал Валерий Гергиев.

Своих "Гугенотов" Мейербер создал на либретто Эжена Скриба и Жермена Делавиня по мотивам романа Проспера Мериме "Хроника царствования Карла IX". Первое же представление оперы 29 февраля 1836 года в Париже сделало ее автора одним из самых влиятельных композиторов XIX века. Не обошла оперу и прикладная слава. Так, к примеру, Артур Конан Дойл в "Собаке Баскервилей" отправил своих главных героев именно на этот спектакль.

Гергиев вел спектакль очень чутко, проявляя готовность поддержать певцов

Как следует из литературного первоисточника, опера пытается осмыслить одну из самых сумрачных страниц истории Франции второй половины XVI века. На фоне кровавых религиозных войн (Варфоломеевской ночи) разворачивается трагическая история любви протестанта Рауля и католички Валентины, вплетенная не только в трагический контекст истории, но и в помпезность дворцовой жизни в изумительных костюмах с шикарными хоровыми и балетными сценами. Громадная опера с запутанным сюжетом, в каждом из пяти действий которой есть своя мини-кульминация.

Казалось бы, любовная линия должна примирить враждующих католиков и гугенотов. Брак королевы Маргариты Валуа и Генриха Наваррского - католички и протестанта - должен был послужить тому примером. Но брак оказался ловушкой, куда попали гугеноты, приехавшие на свадьбу. И на глазах публики погибают Валентина, Рауль и его верный слуга Марсель...

Вся пугающая актуальность оперы, когда и сегодня "горит и кружится планета", спрятана постановщиками во множестве складок тяжелых занавесов (как еще, быть может, и аллегории дворцовых интриг и тайн), задекорировано фантасмагорическим количеством роз, которые, как известно, отличаются не только красивыми цветами, но и острыми шипами... Прекрасная музыка, требующая технически блестящего пения с изобилием труднейших каденций и фиоритур, удивительно проникновенно передает и красоту человеческой любви, и трагическую жестокость окружающего мира. Солистам пока сложно выдержать этот вокальный марафон, помноженный на трудности французского языка, на одном высоком исполнительском уровне. Самая титаническая роль Рауля де Нанжи у Сергея Скороходова, для которого амплуа tenore di grazia ближе к финалу оперы, стало дорогой к успеху.

Точными попаданиями в роль, как вокально, так и актерски, были работы Максима Даминова (Граф де Невер), Михаила Петренко (Граф де Сен-Бри) и Дарьи Росицкой (паж Урбан). Немного не хватило вокальной выносливости и верности стилю Олегу Сычёву (Марсель) и Анастасии Калагиной (Маргарита Валуа). А вот сопрано Ирина Чурилова в образе Валентины демонстрировала уникальную "стальную лирику" - певица с беспримерной стойкостью почти ежедневно выходит на сцену Мариинского театра в разных ролях.

Валерий Гергиев вел спектакль очень чутко, во всякую минуту проявляя готовность поддержать певцов и сделать мейерберовский оркестр иногда чуть "прозрачнее" привычных трактовок. От этого возникало ощущение нереального оптимизма. Хотя химера с сатанинскими рогами, которая увеличивается в размерах к финалу спектакля и оказывается в центре сцены как знак кары, всего хищного и хаоса, - будто пытается заслонить собой веру, надежду и любовь.

Между тем

Стартовал второй тур обменных гастролей Большого и Мариинского театров. На смену начавших эту традицию опер Римского-Корсакова пришли оперы Модеста Мусоргского. Нынешний перекрестный вояж двух коллективов посвящен 185-летию со дня рождения композитора. В Москве покажут "Хованщину", а в Петербурге - "Бориса Годунова". Эти гастроли - еще и первая, по сути, попытка творческой коллаборации двух коллективов. На Исторической сцене Большого мариинская "Хованщина" пройдет с участием хора и оркестра Большого театра, а за пульт встанет гендиректор ГАБТ, художественный руководитель - директор Мариинского театра Валерий Гергиев.

В эти же дни на Новой сцене Мариинки "Борис Годунов" будет показан при участии мариинских хора и оркестра (за дирижерским пультом - Алексей Богорад).

Всего в рамках гастролей, что продлятся до 17 марта, будет показано по пять спектаклей.