В Хабаровском крае стал популярным региональный проект "Автолавки в село"

Почти 12 миллионов рублей направлено в прошлом году в Хабаровском крае на поддержку предпринимателей, ставших участниками пилотного проекта "Автолавки в село" по доставке необходимых товаров жителям отдаленных населенных пунктов. Сегодня в регионе 109 поселений, где нет стационарных торговых точек, общая численность их жителей - 5,3 тысячи. Пока лавки на колесах доставляют продукты лишь в 15 населенных пунктов.

В Хабаровском крае стал популярным региональный проект "Автолавки в село"
© Российская Газета

То ли еще будет

Сейчас по краю ездят четыре мобильных магазинчика, в перспективе их станет больше.

- Автолавками охватываем более тысячи человек - это пятая часть населения, которые живут в пунктах, где нет стационарной торговли, - говорит начальник отдела развития торговли краевого минпромторга Елена Гордеева. - В этих селениях когда-то магазины были, но закрылись, потому что оказались нерентабельны. Представьте: аренда помещения, коммуналка, зарплата продавцу и еще масса трат. Живут там в основном пожилые люди, им трудно добираться до районных центров, чтобы закупать продукты. Автолавки их очень выручают. Предприниматели по конкурсу выигрывают право обслуживать маршруты, заключают договор, обязуясь пять лет осуществлять торговлю в конкретных районах, и получают в пользование автомобиль.

30 процентов стоимости машины оплачивает районный бюджет, 70 процентов - краевой. При желании предприниматель может добавить и свои средства, если выбрал марку подороже - ведь теперь это будет его собственность. Приобретают отечественные авто, приспособленные для перевозки товара - в основном "Газели". Общая сумма компенсации в прошлом году составила 11,7 миллиона рублей, в том числе из регионального бюджета - 8,2 миллиона.

Год назад, в марте, первые автолавки отправились в Ульчский и Нанайский районы. Жители встретили их с радостью - до этого селяне вынуждены были выкручиваться, чтобы элементарно купить хлеб. В списке товаров социально значимые продукты. Алкоголь исключен. Во-первых, на него требуется лицензия, во-вторых, у автолавок совсем другое назначение.

- По федеральному закону № 131 услуги торговли входят в прерогативу муниципалитетов: они на местах лучше знают нужды своих жителей. Поэтому в договоре с предпринимателем районные власти прописывают, какой товар обязательно должен быть в автолавке, - объясняет заместитель начальника управления торговли минпромторга края Инга Червенко. - Цены на продукты предприниматели устанавливают самостоятельно, держат их на уровне средних. Нет смысла накручивать, потому что в таком случае никто не станет покупать. А задача бизнеса - отбить вложения как можно быстрее.

Торговля по вызову

Каждая мобильная лавка должна обслуживать не менее двух сел. Сегодня такой минимум только в Ульчском районе - там предприниматель завозит товары в поселок Чильба и село Монгол. Всего в них проживают 126 человек. Здесь и автолавка скромней - стоимостью около 1,7 миллиона рублей. Фургончик на базе "УАЗ". Торгуют, поставив рядом с машиной стол, но жителей это не смущает - главное, не надо самим мотаться за продуктами. В Ульчском районе десять поселений, где нет магазинов. Живут в них 259 человек. По сути, автолавка сейчас охватывает почти половину населения.

Самая большая нагрузка в Вяземском районе - шесть точек на карте, логистическое плечо между которыми доходит до 30 километров.

- В Вяземском девять поселений, где отсутствуют предприятия стационарной розничной торговли - они закрылись по причине убыточности, и люди вынуждены выезжать за покупками в соседние населенные пункты. Провели опрос, в котором участвовали как жители, так и руководство поселений. Выяснили, что необходимо обеспечить услугами выездной торговли шесть пунктов, на территории которых проживают 645 человек, - говорит глава Вяземского района Александр Усенко. - Была подана и рассмотрена одна заявка индивидуального предпринимателя на приобретение автолавки на базе "Газель Бизнес" по цене чуть более 4,2 миллиона рублей. Из муниципального бюджета выделили около 1,2 миллиона.

Предприниматель Алексей Жарков готов доставить любые продукты в поселки Вяземского района. Фото: Из архива администрации Вяземского района

Автолавка ездит тремя маршрутами, наведываясь в пункты не реже двух раз в месяц - так предписано по договору с муниципалитетом. На деле получается чаще - покупателей хоть и мало, но они очень ждут магазин на колесах. Прежде люди за продуктами катались в райцентр на такси в складчину - поездка в одну сторону обходилась примерно в 1,5 тысячи рублей.

- Это, конечно, больше социальный бизнес, на прибыль тут не стоит рассчитывать, - уверяет индивидуальный предприниматель Алексей Жарков. - Езжу по отдаленным поселочкам, где живет мало людей, в основном пожилых. Например, в Медвежьем всего 25 жителей. Для удобства создал чат, чтобы люди точно знали, во сколько приедет автолавка. В среднем за час ко мне успевают зайти все желающие. Дольше всего - до двух часов - стою в Кедровом. Там наибольший покупательский поток - примерно человек двадцать. Обычно самый большой спрос после получения пенсии.

Заказы Алексей принимает также в чате. Пенсионеры, не владеющие смартфонами, сообщения передают через более продвинутых соседей. Там же могут попросить доставить товар на дом - чаще всего этим пользуются летом, когда тащить сумки по жаре людям тяжко.

Автолавку на базе "Газели" предприниматель усовершенствовал сам: сделал прилавки, поставил внутри печку на зиму, на лето - кондиционер. Подъезжает в поселок, откидывает борт и пожалуйста - выбирай, как в магазине!

- У нас широкий выбор товаров, есть практически все, - рассказывает Алексей. - Летом чаще начинают заказывать мороженое, иногда тянет на экзотику: помело попросят привезти или филе минтая. Это все не проблема, главное, чтобы техника выдержала на наших дорогах. За год уже две поломки, несущественные, но все же были.

Можно добавки?

В Верхнебуреинском районе работает одна автолавка, но ее, по мнению местных властей, не хватает. Здесь пять поселений без магазинов, добраться до соседних территорий, где торговые точки есть, трудно из-за удаленности. Три из них - Усть-Ургал, Шахтинский и Ургал-1 - "окормляет" автолавка.

- Наш район участвовал в конкурсном отборе среди муниципальных образований края для получения субсидии на обеспечение затрат предпринимателей на покупку автолавок. За счет этих средств была приобретена техника стоимостью 3,7 миллиона рублей. Местный бюджет выделил 994,2 тысячи, средства предпринимателя - 370,6 тысячи, остальное - краевые деньги, - приводит данные руководитель финансового управления Верхнебуреинского района Ирина Коваленко.

Население трех населенных пунктов - 262 человека, из них 102 пенсионера. Автолавку здесь ждали, в честь дебютного выезда предприниматель угостил местных детишек бесплатным мороженым, чем закрепил успех среди жителей. За год работы магазина на колесах настолько выросла его популярность, что стало проблематично отвезти селянам за один раз все их заказы. Конечно, можно ездить чаще, спрос есть, но тогда вряд ли техника выдержит пять лет, предписанных договором. В Верхнебуреинском районе надеются, что им выделят средства на приобретение еще одной автолавки. А желающего работать на ней уже нашли.