Как Илья Репин Серова и Малявина учил, рассказывает необычный проект в "Новом Иерусалиме"

Вихрь из анонимных цитат уносит в мастерскую Ильи Ефимовича: "Это не тот ли самый Репин, который написал "Бурлаков"? По-блогерски краткий указатель направляет: "Репин туда". Вот так иронично и как будто легкомысленно начинается выставка "Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников" в "Новом Иерусалиме". Это не спор с большим монографическим проектом Третьяковской галереи. Это новый ракурс, новый взгляд на автора "Бурлаков на Волге", "Ивана Грозного и сына его Ивана", "Не ждали". Шутка ли, у Репина, "главного кудесника, "первого богатыря", "высшего существа", как называл его Билибин, хотели учиться все: символист Сомов, экспрессионист Малявин, импрессионист Грабарь, бытописатель Кустодиев - все они ученики Ильи Ефимовича. Как учил Репин, чему он сам учился у своих подопечных, спорили ли они с мастером и остались ли верны ему в зрелости - об этом предлагает задуматься куратор выставки Ксения Новохатько. Кстати, в ее портфолио - еще один громкий блокбастер "Азбука шедевра", показанный на Истре два года назад, предлагавший зарифмовать самых, на первый взгляд, несочетаемых художников.

Как Илья Репин Серова и Малявина учил, рассказывает необычный проект в "Новом Иерусалиме"
© Российская Газета

Здесь почти нет хрестоматийных полотен: картины Репина и его учеников происходят в основном из запасников 20 музеев, в том числе региональных - из Казани, Новгорода, Ярославля, и четырех частных собраний. 10 эпизодов из жизни мастера в обрамлении воспоминаний учеников и друзей разрушают все возможные клише. Первое - внешность художника. Небольшого роста, худенький, с низким голосом - таким представал Репин перед своими учениками, приезжавшими со всех концов России и так надеявшимися увидеть высокого статного титана. "Совсем ярославский мужичок, себе на уме", - вспоминала Анна Остроумова-Лебедева, также посещавшая класс Ильи Ефимовича.

Отправная точка - осень 1894 года, когда Репин в свои пятьдесят возглавил персональную мастерскую в Академии художеств. С ним на тот момент уже случилось всё - и произведения, которые мы знаем наизусть, и развод с женой...

Небольшого роста, худенький, с низким голосом - таким представал Репин перед своими учениками, приезжавшими к нему со всей России

"Тело как тело", - не раз повторял художник, глубоко веривший в торжество реализма в живописи. Так же назван зал, укрытый персидским ковром, стилизованный под мастерскую. Он посвящен самому сложному в профессии художника - натурным классам, которые с приходом Репина в академию были перенесены из финала в самое начало обучения. Здесь абсолютно виртуозная "Натурщица" Бориса Кустодиева и совсем ученическая "Натурщица" Константина Сомова или "Натурщик" Серова, которого он написал в 17 лет.

Оценивая работы учеников, Репин был краток: "Голова мала", "Рука дана неверно". Как это исправить, почему неверно, мастер не объяснял, а еще не вмешивался в работу - своей рукой никогда ничего не поправлял, а требовал лишь одного - "учитесь у природы". Природой он называл все, что было нерукотворным, в том числе человека. Европейские учителя приучили Репина к постоянной работе на пленэре. И, как вспоминают современники, пленэром становилось все - визит в гости, театр, экипаж, конка, заседания академии. Репин с голыми пяточками, сидящий на камушке на берегу Финского залива со своим блокнотом, - это фото, напечатанное на ткани и увеличенное до размеров большого постера, открывает второй зал, посвященный быстрым этюдам, которые обычно незаслуженно не становятся самостоятельным объектом показа на выставках. Летние этюды - отличная тренировка наблюдательности, а еще в незаконченности этюда, непричесанности мысли молодых художников - повод для зрителя предугадать будущий талант. Совместный этюд Репина и Алексея Боголюбова из Пензенской галереи им. Савицкого - редкость, как и россыпь малоформатных пейзажей - "Архангельский порт" Серова, его же "Прудик. Абрамцево", или "Купальщицы" последнего ученика Репина Исаака Бродского.

Буквально со стены в зале Репина в Русском музее сняли для выставки "Портрет Софьи Михайловны Драгомировой". Рядом расположили ту же Софью Михайловну, только с другого ракурса, в исполнении Валентина Серова из собрания Музея изобразительных искусств Татарстана. Драгомирову оба портретировали одновременно. Репин выполнял заказ, а Серов заглянул в гости. Надо сказать, что Серов - первый и самый любимый ученик Репина, которому он давал уроки еще во время своей пенсионерской поездки. Серов портрет не закончил и оставил его в мастерской Репина. Спустя некоторое время Илья Ефимович в письмах признается Серову, что чуть подправил портрет. Обратных писем не сохранилось, но по ответам Репина можно проследить, что Серов был в ярости. Чтобы загладить вину, Репин даже предлагал отправить портрет Серову, чтобы тот его завершил. Но этого не случилось и оба портрета так и остались висеть в доме генерала Драгомирова.

Филипп Малявин и Илья Репин - еще один сюжет не из учебника. Первый прославился своими "красными бабами", а второй был единственным, кто защищал художника от нападок академиков. Придя в академию после иконописной мастерской Афонского монастыря, Малявин ничего не умел с точки зрения классической живописи, но быстро обогнал своих сокурсников. Сам Репин красный цвет не любил - и найти его можно только в заказных работах на революционную тематику. В "их" зале - те самые смеющиеся бабы и редкий "красный Репин".

Как и другие проекты "Нового Иерусалима", эта выставка - череда открытий. К примеру, натюрморт Ильи Ефимовича "Капуста" из собрания Третьяковской галереи: автор "Ивана Грозного" тщательно выписывает огородную капусту. Да, мастер Репин бывает и таким.