«Мама любила работать».  В галерее «Беляево» открылась выставка художницы Веры Ермаковой

В галерее «Беляево» обновилась экспозиция - в этот раз выставочная площадка приняла собрание работ художницы Веры Ермаковой. Выставка называется «Вера Ермакова – художник и время» и представляет собой ретроспективу полотен. Экспозиция также приурочена к столетию со дня её рождения. Корреспондент «ЗКЗ» побывал на вернисаже, осмотрел выставку и побеседовал с куратором Сергеем Масловым, который также является сыном художницы.

«Мама любила работать».  В галерее «Беляево» открылась выставка художницы Веры Ермаковой
© Коньково

С ЛЮБОВЬЮ К МАТЕРИ

Экспозиция собрана с любовью – видно, что к ней приложил руку не просто интересующийся, а родной человек. Выставка получилась объемной и характеризующей художницу с разных сторон – и как талантливого портретиста, и как пейзажиста, и как просто работоспособного мастера.

Фото: Александр Вдовенко

- Работы Ермаковой ранее экспонировались на многочисленных художественных выставках в Москве и других городах СССР. Произведения автора находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Музея Вооруженных Сил, Музея космонавтики, а также в собраниях зарубежных музеев и в частных коллекциях России и мира. А сегодня коллекция здесь, у нас, и её можно будет осмотреть в течение месяца, - сказала руководитель галереи Елена Антропова на вернисаже.

Все три зала наполнены работами Веры Георгиевны. По словам Сергея Маслова, это лишь малая часть работ – его мать очень любила работать, умела делать это быстро и откладывала все дела, если её посещало вдохновение.

Фото: Александр Вдовенко

- Вот серия итальянских этюдов – каждый был написан буквально за 20 минут. А вот натюрморт, как сейчас помню его историю: мы были на даче, собирались обедать, накрыли стол на свежем воздухе. И вдруг мама решила написать натюрморт – очень ей понравилась композиция, которая получилась на столе. Всех выгнала, быстро простирнула мешок из-под картошки, натянула его на подрамник, и буквально за пару часов написала картину, - с теплом вспоминает Сергей.

Фото: Александр Вдовенко

Также он показывает себя – мать была талантливым портретистом, так что на выставке есть множество портретов Сергея в разные годы. Все работы очень светлые и наполненные жизнью – художница обладала так называемой хваткой, которая позволяла ей не просто зафиксировать образ человека, но и отразить характер и настроение.

С РАННИХ ЛЕТ

Вера Ермакова окончила Московский государственный институт им. В.И. Сурикова. По словам сына, на первом курсе она проучилась недолго – всего полтора месяца.

- Потом преподаватели заметили, что маме на первом курсе делать просто нечего, и её перевели сразу на второй, - улыбается Сергей.

Одним из педагогов института, сыгравших огромную роль в становлении Ермаковой как художника, являлся Сергей Герасимов – крупнейший советский живописец, мастер, сочетающий в себе удивительный дар пейзажиста с талантом художника-портретиста. Мастерство и талант учителя во многом определили направление творчества.

Фото: Александр Вдовенко

Очень скоро юная тогда Ермакова нашла свою, индивидуальную манеру письма, что ярко проявилось в портретах, которые составляют львиную долю её творческого наследия. Она много писала представителей богемы, врачей, людей науки. Так, в самом начале выставки гостей встречает портрет советского ученого и конструктора Сергея Королева, человека, который проложил дорогу в космос.

Также в экспозицию вошли портреты государственных деятелей, представителей научной и творческой интеллигенции, военачальников, простых тружеников и ветеранов, космонавта Б. Б. Егорова, генерала армии Д. Д. Лелюшенко,солистки Большого театра Л. А. Никитиной, старейшей актрисы МХАТ С. В. Халютиной, актёров театра им. Ермоловой И. И. Соловьева, В. С. Якута, художника Э. М. Рейтенбург и других.

Фото: Александр Вдовенко

- Мама вращалась в художественной среде, а часть наших родственников была актерами, так что в интересных знакомствах недостатка не было, как и в заказах. Она зарекомендовала себя как очень хорошего портретиста. После её смерти вообще обнаруживались любопытные находки: например, мы нашли в мастерской большой поколенный портрет Фёдора Шаляпина. Позже оказалось, что он должен был украшать теплоход «Шаляпин», но, видимо, что-то не сложилось, - вспоминает Маслов.

ВСЁ САМА

Живопись Веры Ермаковой очень характерна: она любила крупнозернистый «репинский» холст, а ещё предпочитала готовить грунты сама, по своим рецептам или по старейшим рецептам мастеров живописи.

Фото: Александр Вдовенко

Хоть художница в основном занималась портретами, нельзя не отметить её акварельные пейзажи. Свободное владение кистью, этюдная манера, твердая рука – все это делает пейзажи отдельной линией творчества. Они навевают воспоминания о традициях московской школы живописи, передают любовь к русским просторам, раздумья о родной земле.

- Мы часто выезжали на этюды. Мама любила писать в Подмосковье, но могла выйти с этюдником и в парк, - добавил Сергей.

Посетить выставку в галерее «Беляево» можно до 24 марта.

Фото: Александр Вдовенко

НАТАЛЬЯ ЛУЖНОВА