Отечественный парфюм может потеснить Chanel на прилавках Ozon и Wildberries
Минпромторг изучает законопроект о «российских полках», обязывающий меркетплейсы предлагать покупателю определенное количество отечественных товаров. И по запросу потребителя в первую очередь показывать на сайте нашу продукцию. О такой инициативе рассказала замдиректора департамента развития внутренней торговли Минпромторга Юлия Юдина на круглом столе в Совете Федерации 5 марта.
Продвигаем свое
По данным Федеральной антимонопольной службы, если в 2021 году товарооборот маркетплейсов составлял 167 миллиардов рублей, то в третьем квартале 2023 года стал 1,2 триллиона рублей, а количество продавцов со 100 тысяч выросло до 700 тысяч уникальных организаций, включая самозанятых и ИП. При этом 88 миллионов уникальных покупателей совершили хоть одну покупку в этом году.
В то же время, по данным Росаккредитации, далеко не все товары имеют сопроводительные сертификаты качества, сообщил замруководителя ведомства Александр Соловьев. В Роскачестве отмечают и другую проблему: когда маркетплейсы предоставили место на своих полках китайским продавцам, посыпались жлобы на низкое качество товаров. Представитель ведомства Игорь Поздняков привел примеры подмены: вместо качественного ноутбука за 50 тысяч рублей покупатели в посылке обнаруживали дешевую подделку. При этом маркетплейсы часто не торопятся помогать пострадавшим, рекомендуя самостоятельно решать проблемы с продавцами.
По информации Роспотребнадзора, в 2022 году в ведомство поступило 48 135 жалоб на дистанционную торговлю — это больше, чем в 2021 году, на 28,62 процента. А за девять месяцев 2023 года их стало еще больше — 48 322. Всего же на дистанционные продажи приходится 32,3 процента жалоб.
Учитывая, что рынок с каждым годом растет, а люди массово устремляются в онлайн-сервисы, предпочитая их традиционным магазинам, стоит задуматься об использовании электронных торговых площадок для продвижения российской продукции, считает сенатор Иван Абрамов. Он спросил представителя Минпромторга: «Может быть, стоит создать маркетплейс для российских товаропроизводителей? Тогда возникла бы конкуренция и потребитель знал, что, например, на маркетплейсе «Госуслуги» товары имеют все сертификаты и прошли все проверки. И самое главное, комиссионные брать будете не 20 процентов с продавца, а меньше».
О продвижении отечественных товаров на маркетплейсах стоит подумать, считает Юлия Юдина: «Здесь есть некоторые наработки, инициативы, в том числе законопроект о «российской полке», который обязует маркетплейсы — подходы пока прорабатываются — иметь определенное количество карточек российских товаров при запросе потребителя на определенный товар. Если ты ищешь, условно, дезодорант, то в первую очередь потребитель должен видеть российский дезодорант и какие производители выпускают эту продукцию».
Необходимо регулировать
По словам замруководителя ФАС Петра Иванова, доли Ozon и Wildberries на рынке интернет-торговли составляют 47 и 35 процентов соответственно. Следовательно, нормы закона о конкуренции, касающиеся запретов установления доминирующего положения, к этим компаниям применяют в полной мере, напомнил он.
«Чтобы рынок развивался в условиях эффективной конкуренции с учетом прав экономически зависимых сторон, прежде всего потребителей, мы полагаем целесообразным определить в правовом поле участников оборота товаров через маркетплейсы и установить для них права и обязанности», — уточнил представитель антимонопольной службы. Такое регулирование, по его мнению, должно учитывать специфику маркетплейсов «как владельцев информационного ресурса, обеспечивающего взаимодействие покупателей и продавцов, а также пунктов самовывоза и обеспечивать защиту прав всех участников процесса».
В Совфеде точку зрения поддержали, там давно говорят, что пора внести ясность в эту сферу торговли. И не только говорят: 5 марта в Госдуму внесен законопроект за подписью сенатора Андрея Кутепова и депутата Владимира Гутенева, в котором парламентарии предлагают установить права и обязанности владельцев площадок, продавцов, использующих эти платформы, собственников пунктов выдачи заказов.
Как пояснил «Парламентской газете» Андрей Кутепов, законопроект предлагает урегулировать деятельность маркетплейсов так, «чтобы был баланс между маркетплейсами и покупателями в части качества товара и между маркетплейсами и продавцами в части условий сотрудничества». Кроме того, задача проекта — встроить маркетплейсы в сегменты торговли и доставки. «Что касается вопросов по количеству и качеству товара, то проект устанавливает, что в отношении тех товаров, где маркетплейс — продавец собственного товара, распространяется требования законодательства о защите прав потребителей, — уточнил сенатор. — Это значит — потребитель может предъявить все предусмотренные законом о защите потребителей требования маркетплейсу».
В отношении товаров других продавцов, где маркетплейс выступает как витрина, ответственность несет продавец.