В Нижнем Новгороде прошли гастроли Московского классического балета

Первый в стране авторский и экспериментальный балетный театр. Своя хореографическая школа. Постановки на музыку современных композиторов. Единственный в мире балет по комиксам. И это все о нем, о Московском классическом балете Натальи Касаткиной и Владимира Василёва. Три спектакля привез этот театр в Нижний Новгород в рамках программы Росконцерта "Большие гастроли".

В Нижнем Новгороде прошли гастроли Московского классического балета
© Российская Газета

Имена Наталья Касаткиной и Владимира Василёва записаны золотыми буквами на скрижалях балетной истории. Сам театр открылся в 1966 году как изначально моисеевская (Игорь Моисеев - выдающийся советский балетмейстер) труппа "Молодой балет" концертного формата. В семидесятых годах труппу, оказавшуюся на грани закрытия в связи с двумя танцовщиками-"невозвращенцами", все же решили сохранить, и руководство - Касаткину и Василёва - благословил сам Игорь Моисеев. Уже известные к тому времени танцовщики и балетмейстеры, новые руководители сделали концертный коллектив театром, который прославился авторскими постановками с узнаваемым почерком хореографов. Сегодня это ведущий театр федерального подчинения со статусом государственного академического.

Последняя из великих действующих советских балетмейстеров, как назвали на пресс-подходе Наталью Дмитриевну Касаткину, сегодня худрук театра, отмечает летом 2024 года грандиозный 90-летний юбилей. Гастроли нынешнего года приурочены к этому юбилею. В Нижнем Новгороде балет выступил впервые.

"Ромео и Джульетта" на музыку Сергея Прокофьева собрал в стенах театра оперы и балеты им. Пушкина аншлаг. Авторский подход Касаткиной-Василёва проявился здесь прежде всего в драматических акцентах. В отличие от других хореографов, делавших ставку, например, на конфликте Меркуцио и Тибальда, здесь выделены образы Ромео и Джульетты, акцент - на любовь. Важно и то, что постановщики работали не с классическим переводом Пастернака, а с подстрочником, который точно передает содержание и объясняет поступки героев. Так становятся очевидны новые психологические мотивы, меняется художественный смысл.

Авторский подход заметен и в хореографическом языке. Некоторые движения рук и позы исполнителей заимствованы с итальянских фресок эпохи Возрождения. Особенно фрески читаются в групповых позировках, завершающих сцены.

- Сам по себе я довольно романтичный парень, и партия Ромео в этом отношении - полностью моя, - говорит артист театра Гаджимурад Дааев.

Его партнерша Галина Гармаш, фигурой совершенный ребенок (вес актрисы 36 килограммов), очень тонко и точно передает в танце драматичное взросление Джульетты, от милых шалостей с Кормилицей до финального удара кинжалом. Любовь накрывает их как лавина. Сила магнита, мгновенно притягивающего и сцепляющего их тела, разделяемые обстоятельствами, великолепно передана в танце.

По большому счету о любви рассказывают все три показанных балета. Огромный успех у детей всех возрастов сопровождает "Золушку", яркую зрелищную постановку на основе нескольких знаменитых сказок. Радующие глаз сочные декорации, обаятельные гномы и мыши, путешествие Принца с туфелькой по странам и континентам, превосходные костюмы - трудно перечислить все составляющие спектакля, преумножившие число его поклонников.

"Сотворение мира" на музыку Андрея Петрова - визитная карточка театра. Путевку в жизнь этому балету выписал в свое время французский карикатурист Жан Эффель своей книгой комиксов. Его веселые картинки были широко растиражированы в Советском Союзе: очень добрый Бог, смешной бородатый Адам, такой француз, и милая наивная красотка Ева. Касаткина и Василёв использовали в своем балете рисунки, образы и позы из эффелевских комиксов. Радостный и философский, этот балет завершил гастрольную программу. Здесь сошлось всё: и вечная тема появления человечества, вызывающая неиссякаемый интерес, и сценография именитого театрального художника Иосифа Сумбаташвили ("Золотая маска" в номинации "Честь и достоинство"), и музыка Андрея Петрова, в которой различаются мазки барокко, джаза, алеаторики, сонористики и песенных традиций, и хореографические полистилистика, улыбки и удачи. Аплодисменты не смолкали в течение обоих действий, достигли апогея в финале, где все артисты по очереди показали свое мастерство, и зрители еще долго не отпускали московских гостей.