В Самарской области предложили исключить стерлядь из Красной книги
Бывалые рыбаки помнят, что в середине прошлого века из Волги можно было выловить большого осетра, белугу и приличную стерлядь. Но еще в 1980-х эти ценные виды рыб практически исчезли - из-за строительства каскада гидроэлектростанций на Волге (плотина стала мешать рыбе пройти на нерест), загрязнения воды предприятиями, а также неконтролируемого вылова, попросту браконьерства. Тогда для спасения ценных пород рыб их внесли в Красные книги Самарской, Саратовской и Ульяновской областей. На границе этих трех регионов находится Саратовское водохранилище, в котором сегодня популяция стерляди восстановлена.
Мальки прижились
Депутаты Самарской губдумы рекомендовали региональному минлесхозу исключить этот вид рыбы из Красной книги Самарской области и частично снять запрет на ее вылов. Парламентарии основывались на данных исследования Саратовского филиала Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (ФГБНУ "ВНИРО"). По данным специалистов, это результат ежегодной работы по зарыблению Волги - по госзаказу ФГБУ "Главрыбвод" и в рамках компенсационных мероприятий. Напомним: также предприятия, которые пользуются водными ресурсами или ведут разработку недр в акваториях, обязаны выпускать мальков в воду, чтобы компенсировать воздействие на окружающую среду.
По словам представителя ФГБНУ "ВНИРО" Михаила Шинкевича, в Волгу с 1982 года выпускают подращенную молодь стерляди, сегодня - примерно два миллиона мальков в год. Как правило, это делают осенью, когда температура воды и воздуха сравнивается - тогда рыбе легче перенести "переезд" и адаптироваться к жизни в большой воде. Часть из мальков, конечно, не выживает. Но самые здоровые особи вырастают и дают потомство.
"Еще в 2005-2007 годах искусственное воспроизводство практически компенсировало убыль естественного нереста", - отметил Михаил Шинкевич. А за 40 лет удалось восстановить популяцию стерляди до уровня тех времен, когда Волга была еще рекой в ее привычном понимании, а не каскадом водохранилищ. Более того, популяция стерляди стала даже "моложе" по сравнению с "речным периодом" Волги - это еще один положительный фактор. Поэтому филиал ФГБНУ "ВНИРО" в Саратове подготовил биологическое обоснование выведения стерляди Саратовского водохранилища из Красных книг Самарской, Ульяновской и Саратовской областей. Специалисты ведомства считают, что региональные власти должны выработать единую позицию по этому вопросу.
Все взвесить и решить
Сейчас лов стерляди в акватории Саратовского водохранилища запрещен, за это грозит уголовное наказание. Рыбаки и промысловики обязаны выпускать случайно выловленную краснокнижную рыбу в естественную среду обитания. И они заметили, что стерляди стало попадаться в сети все больше. В свою очередь Волго-Камское территориальное управление Росрыболовства поддержало инициативу о снятии частично ограничений на вылов стерляди. И.о. руководителя управления Евгений Кашинцев отметил уникальность ситуации, когда, возможно, впервые в России меры по сохранению водных биологических ресурсов привели к тому, что появилась возможность исключить стерлядь из Красной книги региона.
Но есть и противники этой инициативы. "Доводы докладчика (на заседании в Самарской губдуме. - Прим. ред.) показались мне крайне неубедительными, особенно когда он сказал, что Красная книга еще не спасла ни один вид от исчезновения, - отметил член комитета по сельскому хозяйству Самарской губдумы Михаил Абдалкин. - Какого только абсурда не услышишь на заседаниях от людей, занимающих высокие посты. Проголосовал категорически против дальнейших попыток и действий в направлении снятия запрета на ловлю и исключения стерляди из списка рыб, находящихся под угрозой исчезновения. Плохо то, что остальные проголосовали за дальнейшую проработку этой дрянной, на мой взгляд, инициативы. Человек уже достаточно навредил флоре и фауне. Может, пора уже остановиться?"
Поэтому чиновникам из областного минсельхоза, видимо, придется все хорошо взвесить, прежде чем дать "зеленый свет" на вылов ныне краснокнижной стерляди.
"С такими решениями торопиться нельзя, поэтому мы попросили научно-исследовательский институт предоставить убедительные доказательства, информацию об исследованиях биологических запасов стерляди за последние годы, - отметил Николай Сомов, председатель комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Самарской губдумы. - Полномочия по исключению объектов из Красной книги региона - у министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области. Мы будем держать ситуацию на контроле".
Потомство из монастыря
В Самарской области мальков стерляди для зарыбления Волги с 2014 года разводят в Свято-Богородичном Казанском мужском монастыре в селе Винновка, находящемся на берегу Волги. Икру, из которой выращивают молодь, дает собственное маточное стадо. Мальков стерляди выпускают в реку, когда они становятся весом не менее трех-пяти граммов. Они растут неравномерно, и монахам приходится их рассаживать. Иначе большие мальки не дадут маленьким развиваться, попросту съедят их обед. На пристань стерлядь доставляют в бойлере. В реку мальков отпускают по специальному желобку, чтобы они не травмировались. Этот процесс, как правило, привлекает массу зрителей.
Как заверяют специалисты, в реке хищники малькам стерляди не очень страшны. Да и с кормом у малышей проблем не бывает. Мальки стерляди питаются донными микроорганизмами. Но до зрелого возраста доживают всего два-три процента. Кажется, что это слишком мало. Но в природе выживает в десять раз меньше.
Та стерлядь, которую сегодня продают на рынках или в магазинах, выращена на ферме. В Саратовской области, например, такое предприятие есть в Балтайском районе. Здесь в инкубационном цехе организован полный цикл жизни стерляди - от икринки до взрослой рыбы. Рыбоводы работают по методу полусухого оплодотворения. Сначала собирают молоки у подходящих самцов. Затем у самки подрезают яйцеводы и собирают икру. Такой метод сохраняет жизнь рыбе и не вредит ее репродуктивному здоровью. Рыба растет в бассейне с комфортной температурой, в насыщенной кислородом воде.
Рыбалка на Волге
В Волге обитает 70 видов рыб, из них до 40 промысловых. В устье реки Сок, притока Волги, рыболовы особенно хвалят участок от железной дороги в направлении Жигулевского моря. Здесь можно поймать густеру, плотву, а со спиннингом - крупного окуня и щуку.
Южная сторона Самарской Луки, буквально испещренная озерами, старицами и протоками, - это еще один маленький райский уголок для рыболова. Здесь водятся карась, густера, красноперка, окунь и жерех, линь и налим. А вот леща, бог знает почему, практически нет. Зато его младший брат подлещик - в изобилии.
Саратовское водохранилище богато плотвой, густерой, красноперкой и карасем. Чуть реже встречаются крупные лещ, сазан и линь, а на глубинах стоит поискать трофейные экземпляры сома. Порадует водохранилище и экзотикой - толстолобиком и белым амуром, появившимися здесь в результате планомерного зарыбления. Но на крупные особи рассчитывать не стоит. Спиннингистам тоже раздолье: ловится окунь, судак, язь, ерш и жерех.