Войти в почту

Никита Михалков представил самарцам свой культовый спектакль

Единственный показ в городе нашумевшего спектакля маэстро "12", а потому аншлаг до верхнего яруса самарского театра оперы и балета стал своего рода продолжением участия режиссера в международном фестивале Шостаковича, проходившем в Самаре. Прошлой осенью Никита Сергеевич пообещал волжанам эту встречу и слово сдержал. Спектакль оказался большим, но не затянутым, шумным, но не пустословным (умиротворение среди криков дарит прекрасная музыка Эдуарда Артемьева) и, конечно, кинематографичным.

Никита Михалков представил самарцам свой культовый спектакль
© Российская Газета

Актеры отделены от зала не просто "светом рампы", а сетчатым экраном, на котором по ходу спектакля демонстрируются наиболее яркие кадры из одноименного фильма. Есть на сцене и камера, которая снимает отдельные моменты, передавая их на два больших экрана. Кстати, очень помогает зрителям дальше 10 ряда: спектакль, по сути, довольно камерный, в нем нужно видеть лица и детали, а большой зал не всегда это позволяет. На экранах же, как на спортивных состязаниях, появляется счет голосов, правда, на кону забега судьба человека - чеченского юноши, обвиняемого в убийстве отчима, русского офицера. Вот 12 присяжным и предстоит решить его судьбу - виновен или нет. Чтобы ответить на этот вопрос, а решение должно быть принято единогласно, совершенно разным по характеру, статусу и судьбе людям пришлось выдержать марафон почти в сутки (на сцене он уместился в 3,5 часа). Самому же Михалкову на это понадобилось более полувека.

Сыгравший в спектакле роль одного из присяжных народный артист России Николай Бурляев (именно его герой зародил тихое сомнение в "приговоре") рассказал, что "12" Михалков ставил еще в Щукинском училище. Правда, тогда это была еще не пьеса авторства самого маэстро и братьев Пресняковых, а классическая версия Р. Роуза "12 разгневанных мужчин". Но так или иначе, а старт размышлениям был дан, впрочем, не только человек, но и время открывает в искусстве потайные дверцы, если, конечно, "дом" добротный.

12 присяжных - 12 историй, рассказанных по ходу спектакля, да таких, что дух захватывает от ужаса, гнева, сострадания - представляют собой срез нашего общества - гневливого, ужасного, не всегда сострадательного. Но коль эти люди задаются вопросом, как помочь совершенно постороннему безродному и плохо говорящему на их языке человеку, да еще и обвиняемому в убийстве, ситуация и общество не кажутся такими уж безнадежными.

Фото: Александр Крылов

Действие происходит в спортзале школы (суд закрыт на ремонт), по потолку которого проходит труба отопления, подвешенная тут со всеми мыслимыми и немыслимыми нарушениями. Но, как посмеиваются присяжные, "больше полувека ей и еще столько же простоит". И вот в таком антураже истории они и принимают решение - как не выбросить жизнь человека в трубу...

В первом отделении герой Михалкова все время сидит к зрителям спиной. Во втором - большой стол присяжных заседателей развернут по-другому, и Михалков - уже лицом к зрительному залу. Ведь присяжному номер 8 и предстоит не просто принять самое верное, последнее, решение, найти точные слова, а главное - взять на себя ответственность не просто за мальчишку, но за всех, кто выносит непростой приговор. Апофеозом "не вины" стала зажигательная лезгинка в исполнении детского ансамбля "АМЦАБЗ".

В звездной команде спектакля самарские зрители с особым вниманием наблюдали за работой Григория Перадзе (отец - известный грузинский артист Гия Перадзе. - Прим. ред.), который до поступления в Центр театра и кино под руководством Михалкова почти десятилетие служил в Самарской драме им. М. Горького. Земляк не подвел, а по тому, как активно он общался с журналистами, стало ясно, что энергии его хватит, чтобы выдержать любой театральный "марафон". "Передозировка эмоций и чувств от того, что вновь попал в Самару. А работать с таким мэтром, как Никита Сергеевич, - это подарок. Он легкий и свободный партнер, который тебя слышит, и режиссер, который в каждом спектакле открывает новые грани в актерах. Я же пришел к нему с десятилетним стажем работы в театре им. Горького, и меня мастер сразу осадил, имея инструменты для этого. Но я человек легкий, общаюсь с юмором и лучшего партнера для общения в жизни и работы на сцене, чем мастер, не могу себе представить", - рассказал актер.