Творческим вечером Людмилы Поляковой Малый театр открыл новую сцену
Новая Камерная сцена расположена на Серпуховской площади, теперь у Малого театра их пять. Отметить открытие здесь решили не менее значимым событием - творческой встречей с народной артисткой России Людмилой Поляковой, приуроченной к ее 85-летию.
- Терпеть не могу юбилеи, - заявила в первые же минуты бенефициантка. - Но подумала: ведь 85 - года-то какие! Пора отчет давать о сделанном в жизни. И отчет этот я хотела бы посвятить моему незабвенному другу, педагогу и ангелу-хранителю - Юрию Соломину, который ушел от нас совсем недавно.
Людмила Полякова признается: Соломин дважды сыграл в ее жизни судьбоносную роль. Во-первых, когда на вступительных экзаменах в Щепкинское училище настоял: "Эту девку надо брать!".
- Я была тогда худая, длинная, некрасивая, нескладная, но вот что-то же разглядел во мне…
А второй раз - в 1990 году, когда после развала театра Анатолия Васильева, где Полякова служила, она осталась буквально на улице.
- Случайно мы оказались в одной гримерке на киностудии Горького. Мне было уже почти 50. Куда в таком возрасте? Соломин поинтересовался, как у меня дела и… И через два дня я уже была принята в Малый театр. Мне дали дом, понимаете? Настоящий дом, на сцене которого я служу вот уже почти 35 лет.
Зрители знают, сколько поистине "великих старух" переиграла за это время блистательная Людмила Полякова. Но отчет о проделанной работе она начала, как водится, с юности. Девочка из простой семьи вовсе не мечтала о карьере артистки. Мечтала стать геологом или океанологом, педагогом или переводчиком… Даже на подготовительных курсах в инязе уже училась... Но однажды за компанию с подружками откликнулась на объявление о приеме на вечернее отделение в Щепку. Тут-то ее и заприметил Соломин. "Именно ты будешь артисткой", - заявил он ей вполне безапелляционно.
Фото: Пресс-служба Малого театра
Почему же после окончания учебы Полякова не распределилась в Малый театр?
- Такие величины как Пашенная, Гоголева царили тогда на этой сцене…Я понимала: рядом с ними обречена играть только малюсенькие эпизоды. Поэтому вместе с моим другом, а потом и мужем Василием Бочкаревым, мы пошли в театр Станиславского. В 60-е его называли "театром звезд": Майя Менглет, Ольга Бган, Петр Глебов, Евгений Леонов - вот кто были моими партнерами.
Но именно из-за обилия звезд в театре то и дело менялись главные режиссеры. Один из них - Леонид Варпаховский предложил Поляковой главную роль в спектакле "Продавец дождя". После нее у артистки началась настоящая кинокарьера.
На экране зрителям показали фрагменты нескольких фильмов, где Полякова сыграла очень разные образы. Красавицу-мачеху, роковую соблазнительницу в картине Прошкина "Ломоносов". Мать партизана в фильме Ларисы Шепитько "Восхождение". Нелепую и оттого особенно жалкую мать-кукушку из фильма "Хозяйка детского дома"…
Но главной любовью для нее всегда оставался театр. А спектакль "Серсо" по пьесе Виктора Славкина стал целой эпохой в жизни, с ним постановщики объездили всю Европу, удостоились даже аудиенции папы Римского и встреч с такими звездами кино, как Федерико Феллини и Джульетта Мазина.
Фото: Пресс-служба Малого театра
Но Малый театр - особая статья в судьбе актрисы. Не без трепета Людмила Полякова и сейчас вспоминает свой ввод на роль госпожи Москалевой в спектакле "Дядюшкин сон". Это было за шесть дней до предстоящих гастролей в Казахстан. Роль - огромная, суперважная, да и гастроли ответственные: на первом спектакле присутствовал сам тогдашний президент Казахстана Назарбаев. Но именно Поляковой, персонально, он велел передать корзину цветов, и она со свойственной ей непосредственностью ахнула, глядя прямо в правительственную ложу: "Это мне?".
- Наверное, принял за свою, - смеется сейчас Людмила Петровна, намекая на свой чуть раскосый разрез глаз.
Она много говорила о своих партнерах, и как-то так получалось, что все они - великие, гениальные, суперталантливые артисты. И о любимых спектаклях, которые сегодня зачастую уже сошли со сцены: "Недоросль", "Ревизор", "Последняя жертва", "Правда хорошо, а счастье лучше". И воспроизведенные на экране фрагменты этих спектаклей убеждали: и Гоголь, и Фонвизин, а уж Островский - без сомнения, писали своих тетушек, нянек, бабушек именно для Поляковой. А, может быть, даже списывали их - с нее? Лукавый юмор и забавная хлопотливость, практичность и тонкий житейский ум, здравый смысл и природная смекалка, а главное - непоколебимое жизнелюбие и умение в любой момент посмеяться над собой - вот что отличает "старух" Людмилы Поляковой, вот что свойственно и ей самой, артистке огромного диапазона и неиссякаемого обаяния.
И когда в конце встречи она совсем по-девчоночьи заявила: "Я живу в постоянном предощущении счастья, в ожидании, что судьба подарит мне что-то еще крайне интересное", ей веришь безоговорочно. Конечно, подарит. Наверняка - прекрасную роль. А вместе с ней - и нам, ее зрителям.