Войти в почту

Выставка "Художник слова" в Рязанском художественном музее

Всё это прямо-таки просится под кисть и карандаш – рисунки к сочинениям Гоголя появились ещё в 1840-е годы. То, что к идее иллюстрирования автор отнёсся без восторга, считая возможным "допустить излишество этих родов только в таком случае, когда оно слишком [то есть достаточно] художественно", отчасти объясняется пониманием трудностей изобразительного искусства. Гоголь хорошо в нём разбирался, увлекался как любитель, а в начале 1830-х годов даже посещал натурный класс Академии художеств. Обложка первого издания "Мёртвых душ" литографировалась по собственному эскизу писателя. Среди экспонируемых на выставке произведений зритель найдёт классические акварели П. Боклевского 1860-х годов с портретами героев первого и второго тома поэмы: Коробочки, Чичикова, Плюшкина, Петуха. Карикатурные их физиономии до сих пор задают восприятие нами этих персонажей. Также к XIX веку относятся листы из дорогих несброшюрованных альбомов к "Вечерам на хуторе близ Диканьки" издания А. Голяшкина. Литографии выполнены ведущими художниками своего времени, в первую очередь, В. Маковским, в мастерской которого они и печатались весьма ограниченным тиражом. Гравюры В. Фаворского 1930-х годов знаменуют смену реалистической стилистики более условной. Иллюстрация Фаворского к "Ивану Фёдоровичу Шпоньке и его тётушке", где мухи равновелики рассуждающим о них Шпоньке и барышне, считается хрестоматийным примером отражения гоголевского гротеска в графике. Другая, живописная выразительность использована в иллюстрации А. Пластова к "Тарасу Бульбе". Автору ближе полновесная материальность гоголевских описаний. Прекрасная гуашь Пластова с картиной лунной ночи давно не показывалась публике. Ещё одним открытием должны стать пять литографий Е. Кибрика к повести "Портрет" 1975 года. Эта работа стала для Кибрика последней, зрелое мастерство тут сошлось с итоговым раздумьем о сути творчества, столь соответствующим главной теме повести. На окончательную редакцию "Портрета", как известно, повлияло римское знакомство Гоголя с великим художником А. Ивановым. Двух гениев роднило отношение к искусству как духовному подвигу, ответственность перед дарованным свыше талантом. Целый раздел экспозиции посвящён "Шинели". В большом комплексе иллюстраций 1977–1984 годов А. Зыкова (экспонируется лишь часть) перед нами опять, как в "Портрете", гоголевский Петербург, но уже с точки зрения маленького человека. Приехав в столицу из Нежина, молодой Гоголь сам одно время служил в департаментах, в том числе писцом. Для его искусства это далеко не блестящее начало карьеры оказалось бесценным – будущий сочинитель буквально примерил на себя шинель Акакия Акакиевича. Гуманистический пафос повести, чей мизерный персонаж говорит читателю: "Я брат твой", во многом определил дальнейшее развитие русской литературы; недаром традиция упорно приписывает фразу о том, что "все мы вышли из гоголевской шинели", Ф. Достоевскому. Изображение Достоевского, а также иных, старших и младших современников Гоголя, его собственные портреты, пейзажи значимых для него мест от Киева до Рима, фантазийные композиции "по гоголевским мотивам" сопровождают на выставке образы произведений писателя, напоминая не только о связи жизни и творчества самого автора, но и о воздействии его книг на будущие поколения, присутствии бессмертного гоголевского слова в нашем сегодня. Выставка продолжит работу с 29 февраля 2024 года по 20 апреля 2024 года.

Выставка "Художник слова" в Рязанском художественном музее
© Ревизор.ru