Почему лифтовой бум не поможет регионам вовремя заменить старые подъемники

В ближайший год жителям многоэтажек Воронежа придется активнее ходить пешком. В регионе продолжится масштабная замена лифтов: уже заключены контракты на поставку 742 устройств, еще 300 планируют заказать позже. В таких объемах работы не проводились, пожалуй, никогда. Для сравнения: в 2023-м по области поменяли 689 подъемников, в 2022-м - в четыре раза меньше. Теперь же лифтовой бум охватил всю страну. Заводы-изготовители и фирмы по монтажу перегружены, исполнение контрактов затягивается. Но даже рекордные темпы не позволят в срок выполнить программу по замене подъемников.

Почему лифтовой бум не поможет регионам вовремя заменить старые подъемники
© Российская Газета

Напомним, к 15 февраля будущего года в России не должно остаться лифтов старше 25 лет. Эти обязательства страна приняла на себя в рамках Таможенного союза. Как не раз писала "РГ", эксперты на протяжении нескольких лет отмечали неадекватно низкие темпы замены подъемников в жилых домах, предупреждали о том, что при приближении дедлайна производители не справятся с резким ростом заказов. Лифты - самая дорогостоящая часть капремонта, которую систематически отодвигали в будущее. Предпочитали устранять более зримые проблемы - с протечками кровли или порывами труб.

Каким видится решение проблемы теперь, мы узнали у чиновников и специалистов лифтовой отрасли.

Успеть нереально

В Воронежской области нужно в течение года заменить 2800 лифтов, примерно 1800 из них находится в домах, которые копят средства на капремонт на счетах регионального оператора. На работы в этой части жилфонда власти могут повлиять. Второй год подряд в областной программе капремонта предусматривают беспрецедентные объемы работ именно по лифтам.

Не все удается выполнить вовремя. На 2023-й планировали установку 920 лифтов, а фактически успели поставить, как было сказано выше, менее 700. Региональный фонд капремонта предъявил подрядчикам 24 претензии за срыв сроков, начислил неустоек на сумму свыше 40 миллионов рублей. Часть платы уже получена. Кроме того, взыскание обращено на банковские гарантии, взятые фирмами для участия в торгах. Но, когда между демонтажом старых и появлением новых подъемников проходит несколько недель, а то и месяцев, людей не успокаивают финансовые потери бизнеса.

- Начался бум замены по стране - производители и компании по монтажу, которых не так много, не укладываются в сроки. Доходит до того, что застройщики просят нас помедлить с заказами, чтобы разгрузить заводы-изготовители и оснастить лифтами новые дома, - признал министр ЖКХ и энергетики Воронежской области Евгений Бажанов. - По количеству замененных лифтов наш регион находится на третьем месте после Москвы и Санкт-Петербурга. Но объективно, с учетом общей картины по России, мы вряд ли успеем заменить все лифты в такие сжатые сроки. Производственные мощности просто не справляются.

Основная проблема, по его мнению, состоит в том, что почти треть устаревших лифтов - около 1000 - работает в домах, где жители выбрали альтернативный способ накопления на капремонт, то есть спецсчета. Этими деньгами распоряжаются УК или ТСЖ, которые, в отличие от регионального оператора, не могут прибегнуть к так называемым внутренним заимствованиям. Иными словами, не могут потратить на лифт в одной многоэтажке часть средств, собранных жильцами другой.

- Плюс есть непонимание важности вопроса. Лифт же не остановится после 25 лет службы. Поэтому приоритет отдают другим видам работ. Мы вместе с жилинспекцией проводим разъяснительную работу с управляющими организациями, которые завели спецсчета. Ведь даже если они сейчас закажут новые лифты, не факт, что им успеют их поставить за оставшийся год, - пояснил Бажанов.

Оценка положения дел

Точное количество лифтов в РФ неизвестно, их учет Ростехнадзор возобновил лишь недавно. Официально он зарегистрировал около 530 тысяч лифтов, и эта работа продолжается.

- Много лет назад в этом ведомстве было учтено 550 тысяч лифтов. Часть новых вообще не зарегистрирована. По моей оценке, всего в стране более 700 тысяч лифтов, и примерно 20 тысяч из них ежегодно устаревает, - подсчитал президент Национального лифтового союза Виктор Тишин.

Подъемников, выработавших нормативные 25 лет, - около 100 тысяч, из них 81,5 тысячи находится в жилых домах. Если взять за основу общую цифру в 550 тысяч, то получится, что в замене нуждается каждый пятый российский лифт.

При этом в краткосрочные планы капремонта на период до 2025 года не включена примерно половина от нужного количества. Большая часть старых лифтов, для которых не установлены сроки обновления, служит в домах со спецсчетами, подтвердил генеральный директор ассоциации "Российское лифтовое объединение", секретарь комиссии по лифтам общественного совета при Минстрое РФ Петр Харламов:

- Среди регионов, которым мы рекомендуем обратить особое внимание на замену лифтов, - Удмуртия, Самарская, Ульяновская, Ярославская и Астраханская области. В них к 2025 году доля устаревших устройств будет составлять от 40 до 60 процентов. В целом темпы обновления ускорились, в 2023 году в 70 регионах были проведены аукционы на замену почти 19 тысяч лифтов на сумму 75,8 миллиарда рублей. Это чуть выше уровня 2021 года, который мы считаем показательным: тогда по стране заказали 18400 лифтов. В лидерах по числу аукционов - Москва, Санкт-Петербург, Нижегородская, Воронежская и Московская области. В первую десятку также входит Курская.

Что делать?

На полную замену всех лифтов старше 25 лет в России потребуется 300 миллиардов рублей, и надежды на такие инвестиции сегодня практически нет.

- Попытки добиться софинансирования из федерального бюджета в нынешних условиях не поддерживаются. Звучат предложения позволить регионам увеличить тарифы на капремонт, чтобы взносов хватало на замену лифтов. Все-таки это имущество собственников жилья. Отдельная проблема связана с домами, которые завели спецсчета. На них деньги лежат мертвым грузом, жильцы не могут ни сами накопить на дорогостоящие работы, ни взять заем в банке. Некоторые шаги к тому, чтобы обеспечивать возможность кредитования "спецсчетчиков", сделаны: выполнен ряд требований, выдвинутых банками. Надеюсь, в этом году приблизимся к решению этого вопроса, - отметила зампредседателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева.

"Лифтовая" комиссия общественного совета при минстрое предложила автоматически проиндексировать остатки накоплений на спецсчетах - например, по формуле "учетная ставка рефинансирования минус один-два базовых пункта", сообщил Петр Харламов: "Взносов с одного дома за 10 лет не хватит даже на один лифт. Исключение могут составить разве что многоэтажки в Москве и Московской области, так как там высокий тариф на капремонт. А у остальных "спецсчетчиков" деньги просто лежат в банке и обесцениваются".

У экспертов есть и другие предложения - от прямого софинансирования работ из бюджета до освобождения подрядчиков от НДС (это снизило бы стоимость услуг по замене лифтов). Ранее ускорить процесс пытались через механизм факторинга.

- В 2019 году Фонд содействия реформированию ЖКХ выделил регионам по этой схеме 1,5 миллиарда рублей. Замена лифтов с рассрочкой платежа началась, но пандемия внесла свои коррективы. А сейчас экономическая ситуация делает систему факторинга более сложной. Хотя заводы-изготовители и монтажные организации готовы осуществлять замену лифтов с рассрочкой до 50 процентов стоимости услуги на срок до семи лет, - констатировал Харламов.

Еще один возможный путь - переход на контракты жизненного цикла, которые в Москве использованы, в частности, при закупке электробусов. Замена лифтов по такой модели теоретически подошла бы для бюджетных учреждений, например поликлиник и больниц. Заводы-производители или сервисные организации, вложив средства в установку новых подъемников, в дальнейшем могли бы за счет дохода от их обслуживания компенсировать затраты.

- Перед нами стоит угроза вывода огромного числа аппаратов из эксплуатации. Простое решение вопроса - сделать как в прошлый раз: обратиться в Евразийскую экономическую комиссию с просьбой о продлении срока приведения лифтов в соответствие техрегламенту Таможенного союза еще на три - пять лет. Но это палка о двух концах. Чем больше продлеваем срок, тем ниже мотивация собственников менять лифты, тем сильнее стареет парк оборудования, хуже развивается промышленность и так далее, - подчеркнул Виктор Тишин.

прямая речь

Светлана Разворотнева, зампредседателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ:

- Необходимые законодательные решения, касающиеся эксплуатации и замены лифтов в многоквартирных домах, приняты. Но зачастую они работают не слишком хорошо. Управляющие организации обязаны иметь договоры со специализированными фирмами по обслуживанию лифтов, иметь обученный персонал... Вопрос упирается в низкий тариф на содержание и текущий ремонт жилья. Зачастую его утверждают, исходя из политических соображений, а не на основании объективных расчетов. Плюс многие решения по дому принимаются общим собранием собственников, а те, естественно, против повышения платы. В итоге недоремонт нарастает, компании экономят на квалифицированном персонале.

Вторая проблема - надзор за исполнением лицензионных требований к УК. К ним относится и заключение договоров на обслуживание лифтов. Но я не помню, чтобы кто-то из УК лишился лицензии за то, что привлек сервисную компанию, где нет сотрудников нужной квалификации. Ограничение проверок бизнеса приводит к тому, что жилинспекция и Ростехнадзор не обследуют дома в плановом режиме. Выезды по обращениям граждан нужно заранее согласовать с прокуратурой, а прокуроры в регионах имеют разные взгляды на то, какой случай может быть потенциально опасен. Мы за то, чтобы вывести жилищную сферу из-под этих ограничений.

Настаиваем и на выделении в тарифе фиксированной составляющей на обслуживание лифтов. Рано или поздно мы должны к этому прийти. Собственники жилья в ответе за содержание общедомового имущества. Если лифт сломался, то надо скинуться на ремонт. Но за непринятие таких решений санкции не предусмотрены. Решение мы видим в том, чтобы разделить платежи за текущее содержание (величину постоянную) и текущий ремонт (переменную, которая должна утверждаться каждый год на основании технического обследования дома).