"Подмосковные вечера" от Теодора Курентзиса. Каким получился Зимний фестиваль искусств Юрия Башмета
Концертный марафон в очередной раз стал главным культурным событием города на Черноморском побережье. За двенадцать дней Зимний международный фестиваль искусств подарил без преувеличения грандиозную программу, охватывающую практически все жанры и стили.
На сцену Зимнего театра выходили как молодые музыканты, так и опытные именитые артисты, выразившие признательность Юрию Башмету за возможность поделиться своим искусством со слушателями. А их в этом году было предостаточно. "Посещаемость публики превзошла наши прошлогодние небывалые показатели. Причем и в Зимнем театре, и в Зале органной и камерной музыки на целом ряде проектов", - заявил Дмитрий Гринченко, генеральный директор "Русского концертного агентства". Как говорится, факт налицо. Зимний фестиваль уверенно держит свою высокую планку, удивляя и восхищая из года в год премьерами и шедеврами классической музыки. И свидетельствует о том, как искренне любят местные меломаны Юрия Башмета.
Дирижер Теодор Курентзис. Фото: Пресс-служба РКА
Впрочем, у фестивальной аудитории появился и другой любимчик, билеты на концерт которого закончились через час после старта продаж. Дирижер Теодор Курентзис вновь принял приглашение маэстро Башмета выступить со своим оркестром musicAeterna и вновь заставил аплодировать себе стоя. В "Шехерезаде" Римского-Корсакова, прозвучавшей особенно в "контексте" (Зимний театр расположен вблизи набережной), маэстро устроил тотальное погружение в мир тысяча и одной ночи. Скрипка в руках концертмейстера Ольги Волковой то убаюкивала, то рассказывала впечатляющие истории о Царевиче и Царевне, то противостояла суровому Шахрияру. Оркестр, переливающийся всеми красками, рисовал причудливые сказочные картины: особенно запомнился сурово-непоколебимый хор медных и эхо литавр, устроившие безжалостное крушение корабля Синдбада о скалу. Пятую симфонию Прокофьева, сыгранную следом, Курентзис также трактовал в эпическом и даже героическом ключе, но сумел акцентировать, казалось бы, чуждые этой партитуре сказочные элементы. А на бис его подопечные исполнили… "Подмосковные вечера" в симфонической обработке: зал хором подпевал любимой песне.
Фото: Пресс-служба РКА
Не менее тепло сочинцы встретили еще одну звезду мировой сцены - Светлану Захарову. Народная артистка России, балерина представила новую программу, объединившую как классические па-де-де (их танцевали молодые солисты Елизавета Кокорева, Даниил Потапцев, Маргарита Шрайнер и Алексей Путинцев), так и современные хореографические миниатюры Александра Могилева на музыку Джона Леннона и Артемия Белякова на музыку Пьяццоллы. Зимний театр на один вечер превратился в Большой - его солисты Екатерина Крысанова и Владислав Лантратов показали знаменитое Адажио из "Щелкунчика". Сама "хозяйка" вечера блистала как в канонической партии "Умирающего лебедя" Сен-Санса, так и в дерзком образе "Истории танго". К овациям поклонников балетного искусства присоединился и Юрий Башмет: маэстро вышел к Светлане Захаровой с огромным букетом цветов.
Сцена из спектакля "Сокровенные люди". Фото: Пресс-служба РКА
Еще одним ярким событием заключительных дней Зимнего фестиваля стала премьера спектакля "Сокровенные люди" - точнее, музыкально-литературного действа по рассказам Платонова, Шукшина и Катаева. "Мы рассказываем языком театра простые человеческие истории, - признался режиссер-постановщик Виктор Крамер. - Но через эту простоту мы видим сложные процессы, которые происходят в душе героев, и то, как они воспринимают мир. Главный образ, объединяющий три истории - железная дорога. Все герои находятся в пути, бесконечном поиске своего места в жизни". Превратности любви и попытки сватовства, философские размышления об одиночестве и горечь потери разыграли актеры театра Никиты Михалкова в диалоге с главной актерской парой постановки - Сергеем Гармашом и Кристиной Бабушкиной, которая перевоплощалась то в жену машиниста, то в цирковую артистку, то в учительницу.
Фото: Пресс-служба РКА
А кульминацией Зимнего фестиваля искусств Юрия Башмета стал гала-концерт закрытия, на котором состоялось аж три мировых премьеры, написанных современными композиторами. Олег Крохалев доверил тихую миниатюру Folden Linen Всероссийскому юношескому симфоническому оркестру, Денис Хоров добавил к ним домру, балалайку и баян (пьеса "Грезы"), а Кузьма Бодров предложил послушать, как звучит арабский инструмент ребаб в исполнении египетского виртуоза Хассана Моатаца Эль Моллы (сочинение "Ночные видения Альгамбры"). Впрочем, публика ждала не столько экзотики, сколько бельканто, а именно выступление сопрано Ольги Перетятько. Солистка Мариинского театра спела знаменитую Casta Diva из "Нормы" и игривый "Поцелуй" Ардитти, устроив на сцене настоящий праздник, - лучшего завершения фестиваля и не придумать.