Войти в почту

Стрит-фото Кузбасса полувековой давности показали в Калининграде

В калининградском музее советского периода "Дом китобоя" открылась выставка ретрофотографий "Свидетели Атлантиды: группа ТРИВА". Пятьдесят лет назад три молодых фотографа из Новокузнецка фиксировали повседневную жизнь обычных, рядовых горожан, и сегодня их фоторепортажи выглядят не только как уникальная документальная хроника ушедшей эпохи, но и как актуальное искусство, философски осмысляющее действительность.

Стрит-фото Кузбасса полувековой давности показали в Калининграде
© Российская Газета

В экспозиции - более полусотни выразительных черно-белых кадров 70-80-х годов. Казалось бы, где Кузбасс, а где самый западный город России, почему выставка проходит в Калининграде и чем она может быть интересна калининградцам?

- Советская Атлантида была довольно гомогенна, весь быт страны был практически однообразен везде, от Сахалина и Камчатки до Калининграда. Так что все те реалии и сюжеты, которые эти ребята снимали в Новокузнецке и вокруг, можно представить и здесь. Потому публика и реагирует так живо, проявляет такой интерес, что все это очень узнаваемо, - считает куратор выставки, поэт и переводчик Сергей Самойленко.

Сам он не так давно переехал в Калининград из Сибири и знаком с последним ныне живущим участником группы ТРИВА - Александром Трофимовым.

- Для пятидесятилетних и старше – это воспоминания детства, юности, для молодежи - скорее какой-то антропологический интерес. Работы ТРИВА важны не только в историческом смысле, но и в художественном – это настоящее искусство, это большие фотографы, которые в каждом снимке организуют все – и композицию, и смысл, и эмоциональное напряжение кадра. Многие фото превращаются в притчи, символы, театр абсурда, перерастают свои формальные смысловые границы.

Про "стрит-фото" советские фотографы, наверное, и слыхом тогда не слыхивали, но это именно оно, выхваченные в потоке картинки - покупатели у газетного киоска, временный городской рынок на дощатых ящиках, уличные игры мальчишек, автовокзал с встречающими, провожающими и отъезжающими... Женщина с эмалированным бидончиком идет за разливным молоком, а может, квасом. А другая - несет плакат с надписью "Счастье", подпись к фото: "Женщина, спешащая на первомайскую демонстрацию. Новокузнецк, 1983 год".

"Молодой отец с приятелем у роддома №1" - все тут сразу ясно: два парня, явно накануне отмечавшие рождение наследника или наследницы, торжественно несут две коробки с тортом и блок "Родопи" - благодарность врачам, сестрам и нянечкам.

"Ремонт автомобиля на проезжей части улицы Курако" – знакомая каждому автовладельцу тех лет картина: у горбатого "Запорожца" со снятым колесом сидит человек на подстеленной тряпке и сосредоточенно изучает детали. Сразу вспомнишь, как на весь город было два автосервиса и всякий, кому повезло иметь машину, должен был либо подолгу ждать и кланяться мастерам, либо освоить ремонт и техобслуживание самому, а различные справочники автомобилиста изучались до дыр.

Кстати о книгах. Вот на снимке очередь на сдачу макулатуры – помним ведь, что главным было получить в пунктах вторсырья за старые газеты и журналы не деньги, какие-то копейки за килограмм, а талоны на книги – один из главных дефицитов в самой читающей стране. Если повезет, можно было таким образом добыть Дюма, Дрюона, Эдгара Берроуза, "Анжелику" или зарубежные детективы типа Чейза…

"Вечерние танцы на турбазе": на подоконнике открытого окна стоит бобинный магнитофон, наверняка звучит Магомаев или Пьеха, а может, Хиль, и под окошком в свете низкого предзакатного солнца на траве отплясывает компания.

"Покупка зимнего пальто. Универмаг" - это целое большое событие в жизни, пальто выбросили в магазине летом, счастливица выбрала одно, с меховым воротником, а подруги и продавщица кружком стоят в легких платьях, смотрят, не морщит ли на спине, хорошо ли село в плечах, ведь вещь дорогая, покупается на много лет...

"Соревнования горпромторга по производственной гимнастике" – женщины в белых халатах полуприсели в развороте, и прямо слышишь из радиоточки бодрый голос: "Ноги на ширине плеч, руки вытянуты перед собой…" - это звучало на всех предприятиях страны.

Живут люди, гуляют масленицу, идут в театр, купаются в реке Томи – она еще полноводна, глубока, с чистым песком на пляжах, занимаются спортом – "Схватка. Первенство по регби среди юношей. Стадион "Шахтер": игроки в грязи с ног до головы, явно себя не щадили в борьбе за мяч. "Свадьба в селе Елыкаево": похоже, это общежитие, на столе – праздничные блюда, посуду разномастную, наверное, собирали по соседям. Жених в явно непривычном аксессуаре - галстуке, невеста в лучшем платье уже немного замучена, наверняка сама ведь и готовила, и стол накрывала, а еще убирать за гостями.

"Колонна ветеранов труда в День города на улице металлургов", Новокузнецк, 1983 год. Еще их славят и чествуют, еще не приватизированы их огромные заводы, идут с медалями, цветами мимо стоящих на тротуаре горожан. Вообще на снимках много людей труда, пролетариев, которых возглашали главными в советской стране – и все это не парадные портреты, просто будни в производственном интерьере, без позирования: "Люковой в маске. Коксовая батарея КМК", "Сталевар с подручным в пультовой. Мартеновский цех КМК", "Укладчица асфальта на улице Металлургов".

"40-3СМК. Обеденный перерыв" - каски сняты, гудящие ноги вытянуты, под солнцем на травке у заводского забора блаженствуют трудяги. А вот другой обеденный перерыв - в механических мастерских Запсибгеологии: рабочие с киями за бильярдом. Как поясняет Сергей Самойленко, в те времена на каждом предприятии Кузбасса были бильярдные столы, чтобы трудящиеся в перерыве могли размяться.

"Джоконда на профессиональном конкурсе буровиков": жюри при галстуках за столом, женщина показывает сидящим в зале участникам знаменитый портрет – видно, викторина какая-то, заботились об интеллектуальном развитии рабочего класса.

И действительно красота в глазах смотрящего – все герои сняты авторами с теплом и симпатией, будь то забавный мальчишка в ситцевой рубашке, показывающий дырку на месте удаленного зуба, или старушка, которой дали лупу, чтобы поставить подпись в бюллетене, а она через эту лупу с любопытством озирает окружающий мир. Мир, уже ушедший, но сохраненный для нас щелчком фотоаппарата.

Справка

ТРИВА - первая в СССР официально зарегистрированная творческая группа фотографов, существовавшая в Новокузнецке, при Кузнецком металлургическом комбинате, в конце 70-х – начале 80-х годов. В названии зашифровано количество участников - три - и их имена: два Владимира, Воробьев и Соколаев, и Александр Трофимов. Группу запретило за "очернительство" партийное руководство города после попытки ТРИВА самостоятельно послать свои работы на "капиталистический" международный фотоконкурс "World Press Photo". Негативы сохранились в архивах, и их авторов специалисты сейчас ставят в ряд самых недооцененных отечественных фотографов.

Первые выставки ТРИВА прошли в 2013-2014 годах в Новосибирске, Томске, Красноярске, Санкт-Петербурге. В 2014 году ТРИВА стала лауреатом премии "Инновация" Государственного центра современного искусства. Работы авторов находятся в коллекциях различных отечественных галерей и музеев. Калининградская выставка "Свидетели Атлантиды: группа ТРИВА" подготовлена совместно с Новосибирским отделением Союза фотохудожников России и центром культуры ЦК-19 (Новосибирск).