Строительство метро в Нижнем Новгороде изменит облик двух центральных площадей

На этих нижегородских площадях сейчас происходят масштабные изменения. И связаны они прежде всего со строительством новых станций метро. Так современность переплетается с историей. Ведь образовались эти площади ещё в XIX веке. Сегодня речь пойдёт о центральных точках Нижнего Новгорода – площади Сенной и площади Свободы. На месте торга В современном Нижнем это действительно практически центр города. А когда-то была самая окраина. Достаточно отметить, что в районе площади Сенной проходила Казанская застава, после которой городская застройка прерывалась. Дальше следовала дорога на Казань – Казанский тракт. Географически он являлся продолжением Большой Печёрской. Застройка территории около Казанской заставы началась в 40‑е годы XIX века. Проект новой слободы разработал городской архитектор Александр Кизеветтер. Дома строили преимущественно деревянные. Здесь селились солдаты, уволенные в запас, инвалиды, ремесленники, мелкие торговцы. Если немного углубиться в историю, то станет понятно, что первоначально площадь Сенная располагалась между улицами Жуковского (ныне Минина) и Большой Печёрской. Именно там, на месте современного Нижегородского государственного лингвистического университета, была площадь, на которой торговали сеном. Отсюда и название. Позже в 1867 году там построили Троицкую церковь, площадь переименовали по названию храма, а торговлю сеном перенесли на окраину, Казанскую заставу, – современную площадь Сенную. Если точнее, то её именовали Старо-Сенная, в советское время – Нариманова, но в народе всегда называли Сенной. «Жуковская улица идёт в том же направлении, как и Большая Печёрская, и также переходит Сенную площадь; на востоке она оканчивается в уровень с Казанской заставой, а к западу выходит на проспект, идущий с Благовещенской площади на Верхнюю набережную», – описывал окрестности историк Николай Храмцовский. В 1915 году рядом с площадью Сенной построили соборную мечеть. Место было выбрано неслучайно – именно здесь исторически проживали татары. В период советской власти в мечети располагался детский сад, потом станция скорой помощи. Возродили святыню в 1991 году, сейчас она действует как духовный центр мусульман Нижегородской области. Ещё одно место, заслуживающее внимание на площади Сенной, это лыжный трамплин. Он был открыт в 1958 году и на тот момент считался самым большим не только в СССР, но и в Европе. Сооружение обладало отличными характеристиками и позволяло лыжникам летать на отметку выше 100 метров. В 2006 он перестал функционировать, а на его месте планировали построить целый комплекс. Пока сдан один новый трамплин – К‑60. Из достопримечательностей современной Сенной можно отметить ещё колесо обозрения и канатную дорогу – они расположены по соседству, поэтому здесь всегда много туристов. При чём здесь острог? Площадь Свободы не менее интересна с исторической точки зрения. Раньше она называлась Острожной, потому что формировалась вокруг нижегородского острога. Его возвели по проекту инженера Августина Бетанкура. Строительство началось в 1820‑м и продолжалось четыре года. Здание получилось прямоугольной формы с четырьмя башнями. Именно сюда отправляли осуждённых губернскими судами, а также тех, кто следовал по этапу в Сибирь. Здесь отбывали наказание Максим Горький, Владимир Короленко, Пётр Заломов и Яков Свердлов. Иначе в дореволюционной России выглядела и площадь. Около улицы Варварской был большой пруд, а западнее (там, где сегодня находится улица Горького) – единоверческое кладбище, рядом Спасский храм. Так как в то время Острожная площадь тоже была окраиной, то тут тоже торговали. Преимущественно по пятницам здесь можно было купить овощи и плоды, привезённые из соседних деревень – Подновья, Печёр, Высоково, Ржавки. В ближайших к площади домах располагались питейные заведения и лавки, в том числе в краснокирпичном доме, который принадлежал мещанину Никандру Чеснокову. На этом месте сегодня стоит современный жилой комплекс «Дом на Свободе». Со временем площадь приобретала свои очертания – Острожный пруд засыпали, границы расширили за счёт включения Напольно-Замковой улицы (части Белинского). В этот же период строят Винные государственные склады, потом Народный дом (театр оперы и балета). В 1901 году открыта трамвайная линия, связавшая Острожную площадь, улицу Горького с Большой Покровской и Нижегородским кремлём. Застраиваются и соседние территории. Так, там где когда-то был пруд, возводят женское ремесленное училище купцов Башкировых. После революции площадь переименовали, церковь взорвали, а кладбище сравняли с землёй. На его месте теперь многоквартирные дома и административные здания. Ремесленное училище стало частью комплекса «Атомтеплоэнергопроекта». Что касается здания острога, то сначала его помещения использовали под склады, в годы войны в них располагался эвакуационный госпиталь, а в 1981 году было принято решение о музеефикации Нижегородского острога. Вот новый поворот Судя по всему, это далеко не последние изменения с центральными площадями Нижнего Новгорода. Развернувшаяся стройка метрополитена внесёт свои коррективы. На площади Свободы выходы из метро оборудуют по двум сторонам кольца и двум сторонам улицы Горького. Кроме этого на площади откроется подземный переход вместо длинного надземного, который существует сейчас. Работать тоннель начнёт после открытия новой станции метро. Интересные изменения ждут и площадь Сенную. На данный момент там стоят аварийные здания, все они не являются объектами культурного наследия. На месте старых домов, что стояли вдоль улицы Большой Печёрской, планируют построить правительственный квартал, куда переедут чиновники из Нижегородского кремля. Предполагается, что площадь квартала составит 144 тысячи квадратных метров. Помимо административных зданий, там будут жилые и коммерческие помещения. Интересно, что квартал спроектирован по принципу «сухих ног». Он будет располагаться рядом с новой станцией метро «Сенная», и по концепции в него можно будет попасть напрямую из подземного перехода. Впрочем, это уже совсем другая история, которая позволит нам взглянуть на исторические площади совершенно по-новому.

Строительство метро в Нижнем Новгороде изменит облик двух центральных площадей
© Нижегородская правда