Проекты благоустройства сельских территорий Урала дадут толчок их развитию
Масштабными преобразованиями общественных пространств в мегаполисах сегодня никого не удивить. Иное дело глубинка. Но и там зреет понимание, что эстетическая перезагрузка среды способна изменить жизнь территории.
- Здесь скрыт огромный потенциал не только социально-культурного и исторического наследия, но и человеческих ресурсов, закрепления жителей на территории, подпитки кадрами экономики. Немалые финансы сегодня идут на то, чтобы комфортная среда в селе была именно такой, но для этого нужны и новые решения, - формулирует задачу директор Регионального центра компетенций (РЦК) Челябинской области Наталья Цинк.
Инициатива и поддержка
Минус больших городов - их жители друг друга не знают. Но это абсолютно исключено в малых поселениях, что эксперты и предлагают использовать. Речь об инициативном проектировании - конкретном, детально сформулированном запросе.
- На международном форуме в Ханты-Мансийске заслуженный архитектор России предложил по-иному взглянуть на общественные пространства, введя в профобиход понятие коллективных территорий, ведь общественное, по его мнению, значит ничье. А вот коллективы заинтересованы в переменах и, по сути, принимают участие в подготовке проектов благоустройства и их реализации, - говорит начальник отдела формирования городской среды минстроя Челябинской области Анастасия Шингареева.
Преимущества самоорганизации в селе южноуральцы учитывали при запуске проекта "О свой остров", который впоследствии планируется масштабировать.
Мастер-план подходит не только для больших городов, но и для населенных пунктов любого размера и типа
- Благоустройство сел реализуется в основном за счет программы комфортной городской среды, которая заточена на обновление парков, скверов, набережных - довольно масштабных объектов. Но в поселениях много и так называемых локальных точек пересечения. Они часто остаются без должного внимания, несмотря на инфраструктурную значимость. Это несоответствие мы пытались устранить, разработав модульные конструкции, - рассказывает Анна Дюкова, замдиректора РЦК по развитию общественных пространств и стратегическому планированию.
Из готовых модулей, как из конструктора, собираются разные по наполнению тематические комплексы - их и назвали "островами". Устанавливать такие объекты предлагается у школ, магазинов, медучреждений и в других общественных местах. К примеру, у автостанции "остров" может встречать приезжих картой навигации, у рынка - обеспечивать новый формат взаимодействия продавцов с покупателями.
Пилотом этого проекта стало село Октябрьское. У местного техникума соорудили "остров культуры" для времяпрепровождения молодежи - дирекция учебного заведения активно помогала инициаторам.
- Машину для перевозки грузов нам нашли за 15 минут, достали щебень для отсыпки площадки. Первоначально из-за трудоемкости мы отказались от установки арки, которую нужно было сваривать из металлоконструкций. Но педагоги и студенты предложили другой вариант - с использованием материалов, хранящихся во дворе техникума, - рассказывает Лидия Степанова, начальник проектного отдела РЦК.
Во многих муниципалитетах к "островному" проекту отнеслись благожелательно. Он реалистичен, поскольку недорог и опирается на принцип народной стройки. Вот только нацелен не на комплексные, а лишь на точечные решения - заполнение пустующих пространств. То есть остров никогда не станет материком.
Планы мастера боятся
Для масштабных перемен нужны иные подходы, и такой опыт есть в некоторых субъектах РФ. Так, в Сулейман-Стальском районе Дагестана впервые в стране прибегли к практике комплексного благоустройства сельской агломерации из пяти сел, где проживают около 30 тысяч человек. С инициативой выступили районная администрация и благотворительный фонд, созданный выходцем из этих мест: заказчики увидели мастер-план Дербента и решили, что им нужен такой же инструмент стратегического планирования.
- Впервые в консорциуме с голландцами россияне разработали мастер-план для Перми в 2012 году, а сегодня эта форма, отличающаяся большой гибкостью, набрала популярность и на Дальнем Востоке. Это, по сути, пошаговая инструкция, свод проектов, разложенных по годам исполнения и приоритетности. В отличие от технически сложного генплана, его облегченная альтернатива носит рекомендательный характер, зато понятна не только профессионалам, но и обычным жителям, - поясняет эксперт в области комплексного развития территорий, ведущий аналитик московской компании Александра Тарханова.
Все привыкли думать, что мастер-план подходит лишь для больших городов, а на самом деле - для территорий любого размера и типа, что и уловили в горной республике, столкнувшейся с типичной проблемой - оттоком экономически активного населения. Чтобы остановить этот процесс, задумали большую перезагрузку.
Команда антропологов и социологов месяц жила в районе, выявляя болевые точки территории и суммируя ожидания жителей, далее передала эстафету зодчим.
- Мы сразу поняли, что туристический потенциал здесь сумасшедший благодаря природе предгорий и культурным, архитектурным особенностям. В итоге мы предложили несколько важных якорных проектов в сфере туризма. Работа со средой и ее визуальным обликом, начиная от самых простых вещей - дорожных покрытий, освещения, фасадов и заканчивая строительством или реконструкцией жилой и коммерческой недвижимости, рассчитана до 2030 года, - рассказали в фирме-подрядчике.
Нашелся инвестор, готовый вложить два миллиарда рублей, чтобы местный санаторий на минеральных водах превратить в современный медицинский комплекс. Получено финансирование на ресурсный центр волонтеров, которые помогут воплощать идеи. Выигранный грант позволит обустроить смотровые площадки.
- Это лишь первая ступенька, от которой можно оттолкнуться, если есть желание. Нам кажется, что готовый мастер-план может стать настольной книгой для руководителей сельских территорий. Документ размещен в открытом доступе, чтобы другие муниципалитеты могли воспользоваться наработанным опытом, - сообщила Тарханова.
Индекс новизны
Возвращаемся на Южный Урал: глава Месединского сельского поселения Дмитрий Разин признается, что давно ждал подобного примера комплексного подхода, вынашивая мысли о туристическом кластере, куда вошли бы села Катав-Ивановского района - Меседа, Тюлюк, Александровка.
- Все они находятся в живописном месте. Рядом национальные парки "Зигальга", "Зюраткуль", природный парк "Иремель", горнолыжный курорт "Завьялиха". Мы окружены уникальной природной красотой. Не случайно в Тюлюке активно развивается туризм. Тысячи туристов уже приезжают, - перечисляет он.
Сельские администрации тонут в коммунальных проблемах, дырявых трубах, других текущих заботах. Им не до далеких перспектив
Но этот поток, сетует глава, проходит мимо его села, а мог бы кардинально изменить здесь жизнь и экономику.
- Мы, конечно, ремонтируем мосты, дороги, коммуналку потихоньку латаем. Но, чтобы совершился скачок, как минимум необходима комфортная среда. Для этого и нужно четкое понимание, куда идем. Чтобы село стало цветущим, недостаточно двух-трех лет, это, может, перспектива на полвека, - рассуждает Разин.
Понимание перспектив, по его словам, требуется и инвесторам: мастер-план позволит бизнесу просчитывать окупаемость вложений, уйти от стихийного строительства уродливых ларьков к грамотному развитию. Остается, правда, главный вопрос: где местной власти взять деньги на разработку недешевого документа, а потом и на его реализацию?
Прейскурант комфорта
Александра Тарханова вспоминает, как в Дагестане заказчики удивили ее коллег, заявив: зачем предлагаете обычные решения, мы хотим, чтобы было ярко и суперсовременно. Один из глав и вовсе поразил размахом: "Хочу, чтобы у нас было, как в Париже".
Несмотря на стремление разработчиков к рациональности, общий чек проекта для агломерации потянул на 13,5 миллиарда рублей, что применительно к среднестатистическим сельским территориям абсолютно нереалистично. Правда, мастер-план включал прокладку объездной дороги для грузовиков. Вообще почти половина всех расходов - создание новой инфраструктуры: школы, детсады, ФАПы, капремонт, но на это как раз можно получить бюджетное финансирование. В мастер-плане обязательно указываются возможные источники: к примеру, по этому направлению есть целевая бюджетная программа, по этому - возможен грант, а вот здесь не обойтись без частных инвестиций.
- Наиболее перспективно искать помощь у крупных агрокомплексов, которым может быть интересен проект, позволяющий закрепить работников, повысив качество их жизни. Финансовую поддержку могут оказать и люди, которые хотят не только зарабатывать, но и созидать, таких немало в стране, - перечисляет варианты Тарханова.
Сэкономить, к слову, можно и на подготовке документа: не обязательно приглашать специалистов из Москвы, если в регионе есть бюро территориального развития, центры компетенций, другие команды. Не всегда нужен и мастер-план целиком - достаточно его части, если речь, к примеру, о туризме. Это будет быстрее и дешевле.
Но Дмитрий Разин считает, что у районов все равно вряд ли найдутся ресурсы на программы, "забегающие" на десятилетия вперед: сельские администрации тонут в коммунальных проблемах, дырявых трубах, других текущих заботах. Им не до далеких перспектив.
Впрочем, ситуация может измениться, если долгосрочным комплексным планированием будущего малых территорий займутся власти регионов, выступив заказчиками разработки стратегий развития муниципалитетов.