В Театре Наций показали премьеру спектакля "Друзья" Кобо Абэ
В Театре Наций представили премьеру спектакля "Друзья" - пьесу японского авангардиста Кобо Абэ поставил в Москве японец Мотои Миура. Жанр постановки он обозначил как "черная комедия", и зрителя действительно ждут непростые "качели", где от фарса до триллера один шаг, а текст в духе западноевропейского театра абсурда с каждой репликой рождает все новые ассоциации и смыслы.
Мотои Миура неплохо знаком нашему зрителю: его театр "Читэн" из Киото в разные годы гастролировал в России, а совсем недавно режиссер выпустил и свой первый спектакль с русскими артистами - "Преступление и наказание" в БДТ им. Товстоногова. Выбор Достоевского не так удивителен, как кажется: во всем мире Мотои Миуру знают как почитателя русской классики, не случайно в репертуаре театра "Читэн" - "Три сестры", "Дядя Ваня", "Чайка", "Вишневый сад"... Любимого Чехова он планировал ставить и в Театре Наций, но худрук Евгений Миронов вдруг предложил режиссеру подумать над японским автором и тот, к его удивлению, остановил свой выбор на "Друзьях" Кобо Абэ.
"Я этого не ожидал и переспросил: "Вы действительно выбираете эту пьесу?" Миронов сказал, что пьеса замечательная, по духу очень подходит Театру Наций, и содержание ее универсальное: эта история могла произойти где угодно", - вспоминает режиссер.
А история, надо сказать, в высшей мере странная. Однажды вечером к молодому человеку в квартиру заявляется семья из восьми человек. Они добры, но настойчивы, ставя юноше почти диагноз - он одинок, а хуже этого не бывает ничего на свете. И потому их долг - избавить его от этого состояния, окружить его любовью и заботой. Молодой человек сопротивляется, но каждая его попытка вызывает противодействие добродетельной семейки. Впрочем, все с теми же ласковыми интонациями и улыбками на лицах. Под предлогом, что все, что они делают, - во благо, непрошеные гости проникают во все сферы жизни главного героя. У них оказываются все его деньги, но это не кража, боже упаси! - это лишь проявление настоящей любви, где все твое - мое. И такими фантастически ловкими манипуляциями пронизаны все действия этих "друзей". Они очень чутки и все спорные вопросы решают совместно, заверяя, что ценят мнение каждой личности, но когда юноша не соглашается с ними, парируют: "Но личность здесь не только вы". Каждая фраза о любви - насилие; о безопасности - полная ее противоположность. Актуально? Без сомнения - причем как на личном уровне, так и глобально - стоит включить новости о международной повестке, где откровенное зло уже привычно маскируют миролюбивыми лозунгами. Под очарование "друзей" - они ведь не хотят ничего плохого! - попадают и полицейский, и журналисты. Странным они считают молодого человека, который единственный справедливо видит в них угрозу. Кончается это зловещее вторжение совсем не оптимистично. Молодого человека запирают в клетке, а потом и вовсе лишают жизни.
Мотои Миура уверяет: в его спектакле нет ничего специфически японского, но отсылки заметить все же можно. Костюмы семейки перекликаются с нарядами героев аниме, да и сам созданный режиссером мир - странный, призрачный, словно на стыке реальности и сновидения - напоминает чем-то мультфильмы Миядзаки. Еще одна прочная ассоциация, пусть и не касающаяся Страны восходящего солнца, - оскароносные "Паразиты" корейца Пон Чжун Хо.
Зрителя ждут непростые "качели", где от фарса до триллера один шаг
В "Друзьях" многое построено на мелодичности, ритме, музыке. Герои нараспев повторяют окончания ("с вами-ми-ми", "в соседней комнате-те-те"), без конца хлопают, и этот рваный звуковой рисунок еще больше погружает в абсурдность происходящего. Из декораций - лишь высокие стены и телефон на треноге. Кругом разбросаны ботинки.
"Под столь добрым названием - "Друзья" - скрывается злая история, которая обличает несовершенство современного общества и бессилие человека, столкнувшегося лицом к лицу с ситуациями, когда к тебе без стука входят "друзья", отбирающие наши силы, эмоции и в конце концов жизнь. Век интернета дает возможность влезать без спроса в чужую жизнь, давать непрошеные советы, навязать идею, да даже просто рекламу. Наш спектакль о том, как быстро современное общество может лишить человека собственной идентичности", - подчеркивает Мотои Миура.
К слову, кастинг для участия в спектакле проходили более 150 артистов. Из них режиссер выбрал тринадцать человек, среди которых Сергей Епишев и Олег Савцов (они в очередь играют главного героя), Александра Ревенко, Кирилл Быркин, Эва Мильграм и другие.