Для участия в башкирской опере артист из Москвы побрился наголо

Спектакль "В ночь лунного затмения" уже ставился в Башопере в 1996 году, а через год его показали в рамках Дней Башкортостана в Москве. Постановка по пьесе башкирского поэта, писателя и драматурга Мустая Карима имела ошеломляющий успех и сейчас в честь 105-летия автора к ней решили вернуться вновь.

Для участия в башкирской опере артист из Москвы побрился наголо
© Российская Газета

Понятное дело, состав артистов и постановочной группы сегодня совершенно иной, чем почти 30 лет назад. И только дирижер-постановщик первой версии оперы, заслуженный деятель искусств России Валерий Платонов принял участие в спектакле и в этот раз. Он когда-то работал над партитурой оперы вместе с башкирским композитором Салаватом Низаметдиновым. Говорит, что они часами слушали ее и что-то меняли, дополняли.

Режиссер-постановщик Ляйсан Сафаргулова отметила, что у нее не было задачи создать что-то принципиально новое.

- Но в любом случае это была трансляция нашего видения оперы, я имею в виду всю команду постановщиков. Что для меня было важно: чтобы эта история из 17 века стала понятной и близкой в наше время. Главное было показать те переживания и чувства, которые вечны и не зависят от исторического контекста. Конечно, благодаря сегодняшним возможностям мы придали спектаклю современную огранку, - рассказала режиссер.

Над постановкой также работала петербургский художник Екатерина Малинина. Она специально ходила в национальный краеведческий музей, изучала разную литературу и общалась с носителями башкирских обрядов. Очень удачный ход применила художник с декорацией в форме круглой луны. Она олицетворяла замкнутость, узость традиций, в то же время родовой круг. Именно в этом кругу случается главное - по решению старшин рода разлучают любящих друг друга Акъегета и Зубаржат. Парня заставляют жениться на супруге погибшего брата Шафак, а Зубаржат уготована в жены самому младшему из братьев - 12-летнему Ишмурзе.

Постановочная группа Фото: пресс-служба Башоперы

- Эта опера уникальна тем, что ее нет ни у кого, это наш эксклюзив. Конечно, как драматическая постановка ее ставят, а опера есть только у нас. Около 5 лет не было этого материала в нашем репертуаре, а теперь он обрел новую жизнь, новое звучание. Да, один и тот же дирижер-постановщик, но нынче Валерий Игнатьевич значительно опытнее, у него получилось переработать и партитуру, где-то что-то сократить, чтобы драматическая линия более точно была выстроена, сделать корректировку звучания. В этом году у нас ожидается много премьер, мы также хотим обратиться к еще одной башкирской теме - к легенде о семи погибших девушках, - говорит генеральный директор Башоперы Александр Алексеев.

Одна из главных ролей досталась заслуженной артистке Башкортостана Любови Баториной, сыгравшей правительницу рода и одновременно мать сыновей Танкабику. Певица говорит, что такая роль - подарок судьбы.

Эльвина Ахметханова исполнила роль Шафак. Фото: Пресс-служба Башоперы

- Я еще в молодости читала трагедию Мустая Карима и, когда режиссер мне предложила спеть партию Танкабики, - с радостью согласилась. Такая роль - подарок судьбы для любой меццо-сопрано. Работа была очень интересной и сложной, в современной музыке много непривычных интонаций, которые пришлось долго заучивать, - рассказала Любовь.

А вот тенору из московского театра Геликон-опера Василию Ефимову ради роли пришлось пожертвовать шевелюрой. Он сыграл роль Диуаны или юродивого. Говорит, что играть сумасшедшего очень не просто.

- Такие люди переживают гамму эмоций, а мне при этом нужно еще выполнять режиссерскую задачу. Но играл с удовольствием, мне очень нравится этот театр, всегда готовый к экспериментам и открытый к предложениям, - поделился Ефимов.

Ради спектакля московскому актеру Василию Ефимову пришлось расстаться с шевелюрой. Фото: Пресс-служба Башоперы

И, наоборот, солист Башоперы, народный артист РБ Артур Каипкулов, сыгравший Дервиша, специально для спектакля отрастил бороду.

На премьере присутствовала дочь Мустая Карима Альфия Мустаевна. Она вспомнила, как отец восхищался первой постановкой и говорил, что опера получилась лучше, чем драматические постановки.

Художественный руководитель театра, заслуженный артист РФ Аскар Абдразаков особенно был рад тому, что музыка Низаметдинова вновь зазвучала в стенах Башоперы": "Молодые артисты должны понимать, как важно творчество Низаметдинова для Башкирии".

Зал плакал, страдал вместе с главными героями, происходящее на сцене не отпускало ни на минуту, да и потом, после спектакля эмоции долго будоражили душу. Можно с уверенностью сказать, что гениальное произведение башкирского драматурга и башкирского композитора попало в руки к таким же талантливым постановщикам.

Кстати

"В ночь лунного затмения" Мустай Карим написал ровно 60 лет назад, в эпоху "хрущевской оттепели". И тогда пьесу в свой репертуар взяли десятки театров Советского Союза. Многие национальные театры перевели произведение на свой язык.

Любовь Буторина считает свою роль Танкабики подарком судьбы. Фото: Пресс-служба Башоперы