Священники, муфтии, раввины и ламы придут в СИЗО

В следственных изоляторах введут должность помощника начальника по работе с верующими, а Федеральная служба исполнения наказаний сможет заключать соглашения о взаимодействии с централизованными религиозными организациями. Соответствующий законопроект 9 февраля представили для общественного обсуждения. Священнослужителя смогут пропустить в СИЗО по заявлению арестанта и с согласия руководства учреждения, он сможет проводить обряды, но не имеет права вмешиваться в процессуальные действия, рассказали «Парламентской газете» эксперты.

Священники, муфтии, раввины и ламы придут в СИЗО
© Парламентская газета

В камеру — по соглашению

Священник, совершающий служение за колючей проволокой, — явление отнюдь не новое. Православные батюшки вновь появились в колониях и тюрьмах в конце 80-х годов прошлого века, когда атеистическая пропаганда в Советском Союзе сменилась на сотрудничество с религиозными организациями. В действующем Уголовно-исполнительном кодексе есть статья об обеспечении свободы вероисповедания осужденных. В ней указано, что органы ФСИН могут заключать соглашения о взаимодействии с централизованными религиозными организациями.

Однако это положение формально не касается следственных изоляторов, поскольку там содержат подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, а не осужденных, то есть их вина еще официально не установлена. Это и решили исправить, дополнив УИК.

Заключать соглашения с религиозными организациями о духовном окормлении содержащихся в СИЗО смогут территориальные органы исполнения наказаний. Минюст утвердит требования к этим соглашениям.

Изменения, полагают в ведомстве, расширят возможности работы с верующими. Там считают, что религия помогает людям, содержащимся в спецучреждениях, получить поддержку и встать на правильный путь, а также является важной составляющей снижения рецидивной преступности.

Каждому региону — по ламе

ФСИН взаимодействует с основными традиционными для России религиозными организациями, такими как Русская православная церковь, Центральное духовное управление мусульман, Федерация еврейских общин, Буддийская традиционная Сангха.

Опубликованный проект закона — это продолжение большой работы с вектором на СИЗО, сказала «Парламентской газете» председатель Комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Ольга Тимофеева: «Традиционные религии обращались к нам, просили отрегулировать. Есть поручение президента о помощниках начальников СИЗО по работе с верующими. Должность уже внесена в перечень Минтруда».

Представители церкви активно работают в составе общественных наблюдательных комиссий, обеспечивают контроль соблюдения прав верующих, добавила депутат. «Но помимо общественного контроля у религиозных организаций есть желание активнее работать с верующими, не фрагментарно, не от случая к случаю, — сказала Тимофеева. — Чтобы в СИЗО тоже велась системная работа на законной основе. Законопроект должен решить эту задачу».

Важно, что равные права получат представители всех основных вероисповеданий, сказал «Парламентской газете» вице-президент Объединения буддистов, член Общественной палаты РФ Сергей Киришов. «В Калмыкии, например, большинство и осужденных, и подследственных — буддисты, — объяснил он. — В республике мы обеспечиваем им необходимую духовную помощь, но хотелось бы, чтобы эта работа на системной основе велась по всей России».

Два часа без свидетелей

Закон регламентирует встречи осужденных со священниками. Личные встречи предоставляются без ограничения их числа продолжительностью до двух часов каждая с соблюдением действующих правил внутреннего распорядка в присутствии представителя администрации учреждения. По заявлению осужденного и с письменного согласия священнослужителя личная встреча, в том числе для проведения религиозных обрядов и церемоний, может быть предоставлена наедине вне пределов слышимости третьих лиц. Но с использованием видеонаблюдения. В учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается проведение религиозных обрядов и церемоний, пользование предметами культа и религиозной литературой, следует из положений УИК.

И у православного священника, и у муллы, и у раввина, и у буддийского ламы в местах лишения свободы одна цель — помочь человеку, преступившему закон, справиться с трудной жизненной ситуацией, преобразить его душу, привести к покаянию за содеянное преступление и отвратить от дальнейших проступков, сказал «Парламентской газете» зампред Комиссии по социальному служению в местах лишения свободы Московской епархии РПЦ Дмитрий Бондаренко. «Священник не является ни судьей, ни прокурором, ни адвокатом, он может лишь помочь человеку пройти трудный период в его жизни. Особенно это важно для тех, кто попал за решетку впервые, для молодых людей», — отметил отец Димитрий.

В учреждениях уголовно-исполнительной системы действует свыше 640 храмов и часовен и более 390 молитвенных комнат, сообщал патриарх Кирилл в 2021 году. Количество религиозных учреждений постоянно увеличивается.