Опубликованы малоизвестные кадры из эмигрантской жизни Александра Бенуа

9 февраля - день памяти Александра Бенуа, человека, без которого невозможно представить себе Серебряный век. Художник, писатель, критик, один из создателей журнала "Мир искусства", ставшего знаменем целого направления в русской культуре. При этом - удивительное дело - по образованию Бенуа юрист, как и его соратники по журналу Сергей Дягилев и Дмитрий Философов. Но это те юристы, которые пришли менять законы не общества, а культуры. И успешно с этим справились.

Опубликованы малоизвестные кадры из эмигрантской жизни Александра Бенуа
© Российская Газета

Бенуа с товарищами, вопреки мнению, которое о них сформировалось в СССР, не поощряли ничего тенденциозного. Да, это было новое русское искусство, но его и сегодня никто не упрекнет в безвкусии или безыдейности. Нестеров, Малявин, Левитан, Серов, Билибин - вот лишь некоторые имена тех, кто стоял у основания и журнала, и выставок, проходивших под эгидой "Мира искусства" в мировых столицах.

Бенуа вместе с Дягилевым и Бакстом в 1906-м году организовал в Париже "Русскую художественную выставку", ее считают прародительницей знаменитых театральных "Русских сезонов".

Бенуа - один из тех немногих русских, кто после эмиграции успешно работал в миланском театре Ла Скала как художник и автор-постановщик. Но все же большая часть его европейской жизни прошла в Париже. Где, чувствуя себя "туристом", он все сильнее замыкался в кругу своей большой семьи: жены, троих детей, внуков и правнуков. Благо, им было о чем вести долгие разговоры - почти все потомки художника тоже стали "проповедниками" искусства.

О парижской жизни Бенуа рассказывает хроника, которую опубликовал Российский фонд культуры, сделав большой подарок всем поклонникам и историкам культуры.

Кинопленку передал в дар фонду из США сын оператора Юрия Мельтева, которого называли "летописцем русского Парижа". Он снял редкие кадры Бунина, Тэффи, Зайцева, Ремизова. А Бенуа ему удалось запечатлеть в его парижской квартире на улице Огюста Витю в доме номер 2. Кинокадры сняты в ноябре 1949 и в июне 1950 года.

"Вглядитесь в интерьер квартиры, - призывают сотрудники Российского фонда культуры. - Кажется, что за окнами не блистательный Париж, а величественный, строгий и такой любимый художником Петербург. Он пытался создать в своей парижской квартире видимость продолжения прежней жизни, нечто похожее на старый "дом Бенуа" в России. Даже вещи в мастерской расставлял так, чтобы они напоминали о днях юности".

"Российская газета" публикует фрагмент уникального видеодокумента. Полную версию оказавшейся в России хроники из жизни Александра Бенуа можно увидеть на официальной странице Российского фонда культуры ВКонтакте.