Войти в почту

Разговоры о важном: как школьные психологи могут не допускать травлю и стрельбу в школах России

Насколько в школах РФ распространен буллинг «В России учителя либо не могут распознать буллинг и считают его нормальным явлением, либо просто не фокусируются на проблеме. Исследование 2019 года показало, что дети по 10-балльной шкале оценивали уровень травли и агрессии в школах на 7–8 баллов, а их учителя – лишь на 3–4 балла», – рассказывает в беседе с «ФедералПресс» клинический психолог Олеся Иневская. Купировать проблему буллинга и прочие сложности в жизни детей на начальном этапе помогли бы регулярные встречи психолога с учениками, говорит «ФедералПресс» психолог, специализирующийся на работе с подростками, Егор Широченков. «Однако сейчас школьные психологи довольно загружены, поэтому не имеют возможности проводить подобные встречи с учениками. У нас в школе, где учится около 500 детей, в среднем работает один специалист – и тот загружен бумажной работой. Этого недостаточно для оказания квалифицированной помощи, если она понадобится ученику», – подчеркивает Широченков. Психолог может проводить тестирования, тренинги или встречи – например, для развития социальных навыков, добавляет в разговоре с «ФедералПресс» оргсекретарь «Профсоюза учителей» Ольга Мирясова. Также специалист может: выявлять особенности поведения; работать с проблемными детьми; проводить индивидуальные консультирования; проводить групповую терапию; взаимодействовать с родителями. Как психологи могут улучшить профилактику буллинга в школах «В идеале психологической профилактикой в школах должен заниматься местный, штатный специалист. Но сейчас в силу их загрузки это невозможно – у них часто даже на индивидуальные беседы нет времени. Поэтому лучше привлекать стороннего человека – хотя бы раз в неделю. Потому что, исходя из моего опыта работы в классах, могу сказать, что лучший помощник в работе с подростками – это регулярность. Так как их эмоциональное состояние и восприятие довольно быстро меняется из-за развития организма», – говорит Егор Широченков. Классный руководитель, подчеркивает эксперт, часто воспринимается ребенком как часть агрессивной системы, поэтому к нему нет доверительного отношения. «Поэтому и нужен человек со стороны. И если он не выдаст проблему обратившегося ученика «системе» (учителям, директору), то ему можно доверять», – говорит Широченков. Регулярное общение с психологом позволит избежать стигматизации со стороны окружающих в том случае, если ребенок или подросток пошел за помощью к специалисту. Ведь работа с ним будет восприниматься как норма, подчеркивает Широченков. Якобы первопричина буллинга неважна, так как это болезнь системы, отмечают опрошенные «ФедералПресс» эксперты. И если в нее входит психолог в самом начале проявления агрессии детьми, то он научит их справляться с эмоциями и договариваться. «Потому что насилие и происходит чаще всего из-за неумения людей разговаривать, кооперироваться. Также при плотном взаимодействии психологов с классом специалист сможет вовлекать в решение проблем родителей, это позволит купировать буллинг», – говорит Широченков. Психолог может объяснить феномен буллинга детям и его последствия для всех сторон. До детей нужно донести, что они устраивают травлю, а не просто «прикалываются», рассказывает Олеся Иневская. «Нужно объяснить, что буллинг – это групповой феномен, не назначая конкретных ответственных, и предложить детям самим придумать варианты, что можно сделать, «чтобы группа выздоровела», – подчеркивает Иневская. По ее словам, атмосфера в российских школах стала бы более позитивной, если бы там проводили специальные уроки, на которых ученики узнают больше о других детях. «Особенно о тех, кто принадлежит к другому происхождению, идентичности, этнической принадлежности и культуре, а также характеризуется иным стилям обучения или способностями», – подчеркивает специалист. Как на буллинг должны реагировать учителя и родители «Одними только усилиями психологов проблему буллинга не решить, поскольку она системная. Нужно обучать работе с подобными инцидентами всех педагогов, чтобы они могли вовремя увидеть проблему в классе и правильно на нее среагировать. Это необходимо, потому что именно учителя, а не психологи, чаще находятся с детьми», – говорит психолог Елена Луковицкая. Ее коллега Олеся Иневская добавляет, что если учитель видит, что какой-то ребенок становится аутсайдером, то его задача – раскрыть этого ученика с другой стороны. Например, поделить класс на несколько команд и дать задание, в котором именно этот школьник сможет раскрыть свои сильные качества. «Правила относительно издевательств и их последствий необходимо публиковать в школе и рассылать родителям», – подчеркивает Иневская. По словам Широченкова, психолог имеет больше инструментов, чтобы донести до родителей проблему агрессии, которую проявляют их дети. Специалист лучше сможет преодолеть часто встречающееся сопротивление – например, «да вы что, мой и мухи не обидет, не может он девочку макать головой в унитаз». «Если бы дети видели со стороны психологов и учителей позитивное и доверительное отношение, то чаще обращались бы к ним со своими проблемами. Ученикам бы своевременно помогали – и число различных трагических инцидентов в школах снижалось», – заключает Ольга Мирясова. Фото: ФедералПресс / Ольга Юшкова

Разговоры о важном: как школьные психологи могут не допускать травлю и стрельбу в школах России
© РИА "ФедералПресс"