Барщевский: спектакль «Неформат» заставляет современного зрителя думать

На сцене театра «У Никитских ворот» новая премьера – спектакль «Неформат», где само название указывает на отсутствие правил, неподчинение сложившимся стереотипам. Отбрасывая в сторону ожидания зрителя о «вечере беззаботного отдыха», режиссер заставляет его думать и размышлять – работать…

Барщевский: спектакль «Неформат» заставляет современного зрителя думать
© Свободная пресса

Здесь все необычно – от света рамп, направленных в зал, чтобы актеры смогли увидеть глаза присутствующих в зале зрителей, до режиссера спектакля – заслуженного юриста РФ, знатока «Что? Где? Когда» Михаила Барщевского, который негласно становится актером невидимого спектакля в спектакле.

«От Марка Розовского я услышал фразу Пушкина: «Судить автора надо по тем законам, которые он сам установил. Я установил сегодня вечером закон: «Неформат», – обратился со сцены перед началом действа Барщевский.

Вместе с заслуженным артистом России Денисом Юченковым он наблюдает за спектаклем из зала, сидя за режиссерским пультом на первом ряду и после каждого сыгранного эпизода, поднимается на сцену, чтобы обсудить его с актерами и нацелить зрителя согласиться или внутренне опровергнуть его суждение.

В постановке нет специально изготовленных декораций. По словам Барщевского, единственным продуманным элементом становится телевизор, который символизирует «окно в мир», и сейф, как «Чеховское ружье», а все остальные детали не подбирались и не изготавливались специально.

«Для меня важно, чтоб спектакль не был «басней Крылова, где в конце зрителю идет разжевывание – «мораль сей басни такова». Наш зритель должен выходить из театра и думать, размышлять, спорить – кто прав из двух героев. У Станиславского есть выражение «Театр начинается с вешалки», а в моем случае, спектакль также начинается с вешалки, но только в обратном порядке – когда зритель выходит из зрительного зала, идет в гардероб и приходит домой. Тогда начинается самое интересное – анализ спектакля. Это ценно», – отметил Барщевский после премьеры.

Все не по правилам!

Перед началом действа режиссер со сцены предупреждает, что «очень не любит эффект обманутого ожидания и хочет сразу предостеречь зрителя, что все, что будет происходить на сцене – не есть спектакль, в обычном значении этого слова, – все будет не так, все не по правилам».

И, действительно, перед зрителем разворачивается вечный конфликт поколений, где все правы и у каждого своя жизненная позиция.

На сцене двое – молодой художник (артист Игорь Скрипко), чьи старания не оцениваются по заслугам и богатая пожилая дама (заслуженная артистка России Ольга Лебедева), имеющая возможности для безбедного существования. Они вступают в диалог о ценностях жизни, рассуждая о праве и морали, пенсионном возрасте и термине «презумпция».

В углу сцены стоит сейф, на который мало кто обращает внимание, но именно он становится главной мишенью второй половины спектакля. Именно сейф, где хранятся дорогое бриллиантовое колье, становится еще одним пунктом для размышлений, развилкой для выбора – богатой жизни или путем для угрызений совести на всю оставшуюся жизнь.

Забрать их – для художника означает решить свои финансовые проблемы, добыть деньги, на которые он сможет «творить», а поступить по совести – продолжать «тянуть лямку бедности».

Зухра вам в помощь

Ярким образом спектакля становится уборщица театра Зухра (актриса Яна Прыжанкова), которая приехала из Таджикистана и пытается, вперемежку с мытьем пола в театре, разобраться в происходящем на сцене, в какой-то момент даже давая рекомендации артистам и делая выводы, создавая свой «свод правил» обычного человека.

В новой премьере есть момент, когда режиссеры – Барщевский и Юченков, покидают свой пульт и за ним остается уборщица Зухра. Это становится еще одним вопросом для умного зрителя – сможет ли «каждая домохозяйка управлять государством».

Спектакль не лишен юмора. Со сцены звучат афоризмы: «Война – это Шульженко, а мирная жизнь – Ольга Бузова» или «Отбрасывает культуру как ящерица хвост».

В конце Барщевский вышел на сцену и подвел невидимый итог происходящего, но сделал это тоже с филигранной точностью, оставив место для размышления.

«У каждого из присутствующих на сцене своя правда и каждый по-своему прав. Мы все время спорим, даже из-за этого расстаемся с друзьями и близкими людьми, а много ли мы знаем…»,– резюмировал режиссер, оставив приоткрытой «дверь для размышлений».

Увидеть следующий спектакль можно 26 января в Театре на Трубной – «Школа современной пьесы»