Войти в почту

Золотая орда 2.0 придёт из Башкирии

Проект Евразийского музея кочевых цивилизаций в Чишминском районе Башкирии получил положительное заключение госэкспертизы. Он объединит несколько памятников, среди которых золотоордынские каменные мавзолеи Тура-хана и Хусейн-бека. О первом глава республики Радий Хабиров говорил как о потомке Чингисхана, второй – первый имам, проповедовавший на территории Башкирии. Чувствуется, откуда и куда ветер дует...

Золотая орда 2.0 придёт из Башкирии
© Свободная пресса

«Мы предполагаем, что Башкортостан был административным центром тех государств, которые существовали на нашей земле, – великое золотоордынское ханство, каганаты, иные государственные образования, – говорил Хабиров, анонсируя строительство музея в 2022 году. – Если при этом мы докажем причастность к нашей республике Тамерлана, что пока не подтверждено, это будет настоящий научный прорыв».

Слова политика падают на удобренную почву. Был период, когда по нашему ТВ регулярно крутили талантливый видеоролик режиссёра Тимура Бекмамбетова «Тамерлан. Всемирная история», рекламирующий некий банк. Самого кредитного учреждения давно нет, но образ великого полководца-победителя, вспоминающего о своих погибших воинах, его связь с большой историей, закрепились в памяти россиян.

По мнению главы Башкирии, следует вести речь именно о кочевых цивилизациях вообще, а не о башкирской или татарской, или якутской, или венгерской, или казахской и т. д. Через проект музея планируется вновь объединить Азию и Европу, Восток и Запад. «Нашей задачей было показать движение сквозь время», – пояснял он идеологию проекта. Масштабно, масштабно мыслит экс-сотрудник АП.

Объединительный, трансконтинентальный характер проекта главе Башкирии особенно выгодно подчёркивать на фоне только что прокатившихся по республике протестов, связанных с деятельностью местных националистов. По форме уличная «движуха» была достаточно серьёзной, чтобы на неё не обратили внимание в Москве. Затушевать мелкое, местечковое и выставить вперёд крупное, интеграционное – разумный ход.

Отсюда и реакция соседей в Татарстане – ревнивая. «У нас свой путь: Радий Хабиров создает “башкирский Болгар” под Уфой... Евразийский музей кочевых цивилизаций будет дополнять татарстанский Болгар», пишут тамошние СМИ. И приводят мнение эксперта, отметившего, что если в Болгар едут в том числе из Самарской и Ульяновской областей, то в башкирский посёлок Чишмы поедут лишь местные. Задело-таки...

Напомним, сравнительно недавно восстановленный, отстроенный в 83 километрах от Казани город Болгар вместе с близлежащим селом расположен на территории древнего Болгарского городища – столицы средневековой Волжской Булгарии и Золотой Орды. В определённый момент там находилась ставка монгольского хана Батыя. Сейчас комплекс внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и является гордостью Татарстана.

Похоже, мы наблюдаем борьбу правящих групп двух республик нашей страны с крупнейшим тюркским населением за историческое наследие, которое позволит им претендовать на увеличение своей миноритарной доли в политическом «акционерном капитале» Российской Федерации. Раз вы там, в Кремле, решили сдвинуться на восток, а мы – этот самый восток и есть, то нам в будущем и карты в руки, как бы говорят из Уфы и Казани.

Впрочем, из Москвы все эти волжско-уральские «тёрки» и претензии выглядят не так уж трагично. В евразийской державе, основанной на симфонии народов, бывает и такое. Здоровая конкуренция.

«Евразийство – это формат для позитивного утверждения идентичности каждого этноса России – не атомистическое пресловутое “гражданское общество”, уничтожающее этническую идентичность», - указал философ Александр Дугин.

«Евразийский» характер музея кочевников будет выражаться даже в составе его создателей. Это будут специалисты из Башкирии, Москвы, Петербурга, Челябинска, Азербайджана, Казахстана и, судя по всему, других стран Центральной Азии.

Интересно, что архитектурно музей будет частью ландшафта, большая часть которого спрятана под землей, а здания и окрестности плавно перетекают друг в друга. Как в московском Зарядье.

В целом новый проект дополнительно закрепляет отход России от концепции «Большой Европы», популярной у нас с 1990-х годов. Сладкие грёзы о «Европе от Лиссабона до Владивостока» сменяются на «евразийскую степь от Венгрии до Монголии» (последнее – цитата вице-президент Русского географического общества, директор Института степи Уральского отделения РАН Александра Чибилёва). Хочется крикнуть: По коням!

Прогрессивный ли это процесс? Европейский вектор развития, включение РФ в западный проект на правах периферии, был выгоден в первую очередь либеральному меньшинству, которое держало народ в чёрном теле, высокомерно презирало его и совсем не торопилось делиться получаемыми благами, а тем более развивать страну. Своё будущее они видели на Западе. Зарабатывать в России, а жить в Европе, вот чего они хотели.

В этом смысле сдвиг, переориентация (вынужденная, из-за конфликта Кремля с Западом после начала СВО) страны на восток, может выровнять перекос, исправить целеполагание политического класса, сблизить его задачи с нуждами народа... Но может и не сблизить.

Не исключено, что увеличение доли «Азии» и уменьшение доли «Европы» в отечественных социальных практиках приведёт лишь к дополнительному росту деспотизма.

Первые признаки этого процесса уже заметны. Уличный протест почти на любую, самую невинную, тему, безусловно разрешенный Конституцией РФ, часто блокируется – раньше под предлогом пандемии, затем по инерции.

Реформа законодательства, связанная с последствиями спецоперации (ясно, что форс-мажор, но всё же) сеет сомнение в эффективности новых, порой весьма брутальных, мер и т. д.

Но это всё полбеды. До тех пор пока страна действительно самостоятельна, возможно исправить любые возникающие перекосы. Однако, россиянам с самого верха объяснили, что вассальная зависимость, но только от правильного суверена, это нормально. Ради этого президент вспомнил Александра Невского получавшего ярлык на княжение в Орде, потому что ханы не затрагивали русских традиций, на что претендовали западные завоеватели.

Причём сделано это было после возвращения из Китая, что дало основание недругам России утверждать, что Россия отшатнулась от Запада, чтобы стать колонией КНР. Безусловно, товарищи из Пекина имеют массу достижений, за время жизни одного поколения они превратили свою страну в одну из двух сверхдержав, но России, которая в советский период подставила Китаю плечо, вытянула из бездны, становиться его вассалом унизительно.

Или российская Золотая Орда 2.0 в перспективе готова противостоять и Китаю тоже? Не слишком ли? Кажется, следует уделить больше внимания внутренним делам.

Представляется, что отход от Запада и смещение центра тяжести на Восток — это необходимое, но недостаточное условие для развития России в интересах народного большинства. Его следует не только поддерживать символически, возводя объекты вроде музея кочевых цивилизаций в Башкирии, но и наполнить полезными для всех социально-экономическими практиками с перспективой изменений в политической надстройке.