Минпромторг предложил расширить каналы сбыта бумажной прессы

Минпромторг планирует ввести новый норматив - индикатор развития сети киосков печатной прессы в регионах. Тем самым предполагается расширить каналы сбыта бумажных газет и журналов. Проект постановления правительства опубликован для общественного обсуждения.

Минпромторг предложил расширить каналы сбыта бумажной прессы
© Российская Газета

Необходимость изменений в министерстве объясняют просто. В ассортименте торговых сетей неуклонно сокращается периодическая печатная продукция. Зачастую магазины полностью исключают ее из ассортимента. "Это влечет за собой ограничение доступа населения к средствам массовой информации", - поясняют в министерстве. Минпромторг предлагает создать специальный норматив - индикатор развития НТО (нестационарный торговый объект) "Печать". Отслеживать его и обеспечивать соблюдение будут уполномоченные региональные органы власти.

Рассчитывать показатель предполагают как произведение коэффициента минимальной обеспеченности населения количеством НТО "Печать" на среднегодовую численность населения субъекта или муниципального образования, поделенное на 10 тысяч человек.

Поддержка бумажной прессы целесообразна и важна в том числе для сохранения культурного наследия и традиций, считают в экспертном сообществе

Поддержка бумажной прессы, безусловно, целесообразна с точки зрения необходимости усиливать обеспеченность населения печатными СМИ, отметила кандидат экономических наук, заведующая кафедрой государственного и муниципального управления Финансового университета при правительстве РФ Ольга Панина. По ее словам, мера важна в том числе и для сохранения культурного наследия и традиций. "Если государство поддерживает печатные средства массовой информации, то дополнительную информационную поддержку получают культурные и творческие отрасли, образование и наука, социальные и благотворительные организации", - говорит Панина.

Но помимо этого, поддержка сбыта печатных периодических изданий скажется и на смежных отраслях, в частности на работе целлюлозно-бумажной промышленности. Из-за сокращения продаж печатных изданий уменьшается объем заказов на поставки бумаги, что приводит к сокращению производства и росту цен на бумагу, что опять же приводит к росту стоимости газет и снижению спроса на них.

По данным Росстата, производство газетной бумаги в России за 11 месяцев прошлого года сократилось на 11,5%. При этом с 2017 года объемы ее выпуска снизились на четверть. Предприятия, специализировавшиеся на выпуске газетной бумаги, переключаются, например, на производство упаковки.

По данным опроса ВЦИОМ, в начале 2023 года газеты в бумаге читали 14% россиян. При этом 29% отмечали, что перестали читать печатные издания, так как перешли на электронный формат, 18% заявили о подорожании изданий, а еще 11% указали на прекращение выхода их любимых изданий.

Меры поддержки печатной прессы ранее обсуждали и в Госдуме. В ходе пресс-конференции по итогам осенней сессии в декабре 2023 г. председатель Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн заявлял, что сокращение продаж прессы на полках магазинов связано со снижением интереса граждан к этой области. По мнению депутата, требуются меры государственной поддержки. Например, это могли бы быть дотации и установление фиксированной стоимости, а также работа с сетями, которые должны нести социальную ответственность, участвуя в распространении печатной продукции. Как замечал Хинштейн, из-за высокой стоимости печати и бумаги книги перестали быть доступными для широкой аудитории.

Между тем

В Санкт-Петербурге размещение печатных киосков регламентируется законом "О размещении нестационарных торговых объектов" от 2015 года. Документ предусматривает заключение договора на размещение павильонов для продажи газет без проведения аукциона. Власти обещают, что до конца 2024 года в городе установят 300 новых киосков.

В Кузбассе аналогичный закон приняли чуть больше года назад. Так, в Новокузнецке должно быть 1,4 павильона печати на десять тысяч жителей. Но именно Новокузнецк известен массовым сносом газетных киосков. Газетчики, выходившие на аукционы вместе с торговцами фастфудом и табаком, не выдерживали конкуренции. Механизма, который мог бы защитить печатников от недобросовестной конкуренции на аукционах, нет.

В Уфе еще в 2016 году было 80 павильонов, реализующих периодику, сейчас - 42. В Уфе остался один предприниматель, торгующий газетами, - это Тимур Ахметшин.

- Взамен снесенных киосков ничего не предлагают. Хотя спрос на прессу есть, и прибыль, пусть и небольшая, тоже, - сетует Ахметшин. -При этом вместо снесенных НТО появляются шаурмичные и бургерные.

В Пермском крае региональный минпромторг в 2020 году издал приказ, которым была утверждена целевая программа "Поддержка и развитие системы распространения печатной продукции на 2020-2023 годы". Но число киосков с прессой за это время только уменьшилось - чиновники просто отказывали предпринимателям в продлении договоров. Кроме того, сейчас предлагается запретить размещение НТО в 10-метровой зоне от остановок транспорта. Таких киосков прессы сегодня в Перми 53 - это больше 80 процентов от всех действующих НТО "Печать". А десять лет назад в городе было более 220 газетных киосков. Вот такое "развитие".

В Екатеринбурге за последние три года число киосков прессы сократилось со 198 до 154. Главное, что мешает газетному бизнесу, - короткий срок аренды земли под НТО в городе, считают предприниматели.Постановление правительства РФ предусматривало продление аренды без торгов до семи лет, но конкретный срок был отдан на усмотрение регионов. В Свердловской области он составляет всего два года. Смысла вкладываться в новый павильон на такой маленький срок бизнес не видит.

Подготовили: Мария Голубкова, Юлия Потапова, Гульназира Ишбердина, Александр Шестаков, Татьяна Казанцева