Войти в почту

В Самаре прошла встреча с поэтом Дмитрием Мельниковым

Не про горе - про надежду 21 января сначала в Самарской областной универсальной библиотеке, а затем в ОДО услышать произведения в прочтении Дмитрия Мельникова, задать ему вопросы самарцы смогли благодаря второму сезону литературно-исторического фестиваля "Путь к Победе". С ноября прошлого года фестиваль носит имя гвардии лейтенанта Андрея Рябцева – военнослужащего 2-й гвардейской общевойсковой Краснознаменной армии, погибшего в октябре при штурме Авдеевки. Тогда же Дмитрий Мельников и написал стихотворение о павшем гвардии лейтенанте: – Зачем ты погиб под Авдеевкой, брат? Что будет делать жена? – Я был всего лишь русский солдат, на то она и война. Мне в самое сердце ударил дрон и душу выпустил вон. И видит душа моя – взят Коксохим, и наше знамя над ним. Я вижу цветущий и мирный Донецк, я вижу победный войны конец, и в праздничном небе я вижу салют, и больше меня никогда не убьют, а ты, если встретишь, скажи моей, что любит ее Андрей. Оно моментально облетело соцсети, превратившись в один из лирических символов освободителей Донбасса. Именно поэтому вечер в ОДО с участием Мельникова стал для самарского фестиваля одновременно "важным и трогательным", считает председатель военно-гуманитарного общества "Запасная столица" Евгений Ренкас. В Самару на встречу с поэтом из Москвы приехала и мама погибшего офицера педагог, кандидат психологических наук Вера Ряшина. – Андрей за свои неполных 25 лет успел очень многое: стать гвардии лейтенантом, участником СВО, заняться патриотической работой здесь, в Самарской области. В последний месяц, в который мы с мужем с ним общались, у нас были очень профессиональные разговоры о том, каким должен быть настоящий офицер, о том, как воспитывать ребят так, чтобы они уважали вооруженные силы, были патриотами не только на словах, но и на деле, – рассказала мать молодого человека. Стихи Мельникова о сыне Вера Ряшина считает правильными, потому что "они не про горе, а про надежду". Мода на поэзию - Дело пишущего человека - быть вместе со страной и реагировать на то, что в ней происходит, – объяснил свой творческий отклик на украинские события Мельников. Именно поэтому военная тема и вошла в его поэзию летом 2014 года. Тогда удар по Донбассу он расценил не только как нападение на русский мир и русский язык, но и как личный вызов, поскольку считает себя частью этого мира. – Таких нас тогда, девять лет назад, было раз-два и обчелся – буквально два-три человека, – рассказал о зарождении новой военной лирики поэт. – Мы были, как выразился мой друг, писатель Дмитрий Конаныхин, как пара психов, которые с гранатами ползут на танковую роту. Тогда это было немодно, эту тему заметали под ковер. Толстые литературные журналы стихи такой тематики не брали, так называемый литературный бомонд отворачивался от всего этого. Изменения произошли с началом СВО, когда военная поэзия вошла в моду, на этой волне начала расти популярность Z-поэзии. Хотя это не совсем точное название, оно слишком ограничивает. Получается такое гетто Z-поэтов. На самом деле это просто военная лирика. Гость фестиваля отметил: это сообщество неоднородно, в военно-патриотическом жанре пишут не только профессиональные поэты, что проявляется в качестве текстов. – Я не знаю, насколько это долго продлится. Какие-то лучшие образцы военной лирики последнего времени останутся. Но это будет решать народ и история, потому что у народа как у исторической общности безупречный вкус и абсолютный слух. Вот что останется – то останется, – считает поэт. Новое "Жди меня" Мельниковский "Мариуполь", надо полагать, в истории русской поэзии останется. Стихотворение, начинающееся со строк "Напиши мне потом, как живому, письмо, но про счастье пиши, не про горе", коллеги поэта уже окрестили новым "Жди меня". В нем, по мнению рецензентов, – "совершенно симоновский уровень понимания войны, жизни и смерти, любви и веры". Автор и сам с удивлением признает взрывной эффект стихотворения. На него уже появилось несколько песен, в том числе у Сергея Галанина, а родственники некоторых бойцов, погибших при взятии Мариуполя, высекли стихотворные строки на могильных плитах. Я ломал это время руками, как сталь, целовал его в черные губы, напиши про любовь, не пиши про печаль, напиши, что я взял Мариуполь. Напиши — я тебя никому не отдам, милый мой, мы увидимся вскоре. Я не умер, я сплю, и к моим сапогам подступает Азовское море. О капризах муз "Как рождаются стихи?" – спросил на вечере самарский юноша. – В любое время, в любом месте. Капризная муза приходит, когда ей вздумается, порой в совершенно не подходящий момент. Но, когда появляется, без подарка обычно не уходит. То есть, пока не напишешь, так оно тебя и будет терзать. А процесс этот может длиться полчаса, а может и двое суток. И в это время ты как будто отключен от мира, – ответил поэт.

В Самаре прошла встреча с поэтом Дмитрием Мельниковым
© СОВА