Архитектурная летопись Самары: начало местного модерна и творчество Александра Зеленко
Путешествие из Петербурга в Самару Первая статья рубрики "Архитектурная летопись Самары" посвящена творчеству выдающегося московского архитектора и педагога Александра Зеленко и нескольким его постройкам в нашем городе. В декабре прошлого года научный сотрудник Музея модерна Елена Жидкова выпустила книгу о жизни и творчестве зодчего, в которой подробнейшим образом описываются все периоды головокружительной карьеры Зеленко. Мы же остановимся лишь на некоторых фактах его биографии и самарских постройках. Новомодный стиль модерн на рубеже XIX-XX веков пришел в Самару из Москвы с Зеленко. Он родился в 1871 году, профильное образование получил в петербургском институте гражданских инженеров. В 1892-1893 годах стажировался в Вене, слушал лекции в политехническом институте, ездил по соседним странам. Именно в это время в Европе стал зарождаться новый стиль в искусстве и архитектуре, который получил в разных странах свои названия. В России его назвали модерном. Окончив учебу, архитектор не стал оставаться в Санкт-Петербурге и не вернулся в родную Москву. Вместо этого он недолго служил на Мальцовских стекольных заводах в Орловской губернии, а в 1895-1897 годах участвовал в переработке проекта и строительстве Храма-усыпальницы воинов, погибших в русско-турецкой войне в пригороде Константинополя (сейчас Стамбул). Следующим городом, в котором архитектор прожил три с половиной года, стала Самара. От эклектики к модерну В июле 1897 года Зеленко возглавил дорожно-строительное отделение Самарского губернского земства. Поначалу архитектор занимался проектированием и надзором за строительством дорог, мостов, хозяйственных и складских объектов. Первые крупные проекты зодчего относятся к 1899 году. В них пока еще нет признаков модерна. Здание губернской земской управы, например, построено в псевдорусском стиле (сейчас Самарский колледж строительства и предпринимательства на улице Фрунзе, 116). В проекте реконструкции здания Русского торгово-промышленного банка (сейчас областной клинический противотуберкулезный диспансер имени Н.В. Постникова на улице Куйбышева, 55/Пионерской, 48) он обращается к европейской эклектике. Угловой эркер и шатер со шпилями отсылают к зданию гостиницы "Гранд-отель" на Александерплац в Берлине, построенному архитекторами Иоганом Маттиасом фон Холстом и Карлом Цааром в 1883-1884 годах (не сохранилось). Элементы модерна впервые появляются в работе Зеленко в 1900 году во время проектирования Торгового дома Пермяковой (улица Молодогвардейская, 70). В 1882 году купчиха Александра Пермякова основала в Казани Товарищество мануфактурной торговли "А.Н. Пермяковой сыновья". Филиалы компании были созданы в Сызрани, Симбирске, Москве, Санкт-Петербурге и Самаре. После смерти купчихи в 1902 году дела вели ее сыновья. Один из них, Сергей Пермяков, был известным в городе политическим и общественным деятелем, заведовал Самарским публичным музеем, с 1914 по 1916 год занимал пост городского головы. Здание Торгового дома Пермяковой на улице Соборной (сейчас Молодогвардейская) построили в 1901 году в стиле модерн с элементами эклектики. Фасад украшают лепные растительные элементы и женские маскароны с заплетенными в волосы цветами, а в картуш над балконом помещена монограмма владельцев. Особняк городского архитектора В самарский период главной работой зодчего стал собственный особняк (сейчас Дом журналиста на улице Самарской, 179). В ноябре 1899 года Зеленко вступил в должность городского архитектора (аналог главного архитектора города), в которой находился около года. Вероятно, он планировал и дальше жить в Самаре, поэтому решил возвести собственный дом. Любопытно, что прошение о строительстве дома, направленное в городскую управу, сам Зеленко и завизировал, поскольку обязанность по выдаче разрешений входила в полномочия городского архитектора. Ранним произведениям архитектора была свойственна некоторая избыточность, вычурность, чего нельзя сказать о его собственном особняке, выполненном в духе бельгийского модерна. Здесь архитектор вдохновлялся московской работой выдающегося зодчего Льва Кекушева. Особняк Листа, построенный в 1898-1899 годах в Глазовском переулке, считается первой целостной постройкой в стиле модерн в Москве. Изначально Кекушев создавал его для себя, но в 1900-м продал потомственному почетному гражданину Отто Листу, чье имя и закрепилось за памятником архитектуры. Архитекторы в провинции часто ориентировались на работы столичных коллег и их личные особняки. Например, дом академика Виктора Шретера на петербургской Набережной реки Мойки стал источником вдохновения для двух самарских зодчих. Филарет Засухин использовал композиционные приемы и элементы этого здания при строительстве доходного дома Афанасьева на углу нынешних улиц Пионерской и Степана Разина. К работе Шретера отсылает и собственный дом Дмитрия Вернера, построенный в Нижнем Новгороде (улица Минина, 35). Неудивительно и желание Зеленко выстроить собственный дом в Самаре в духе особняка известного на всю империю коллеги. При этом он не копирует буквально детали или композицию московского здания, но использует аналогичные приемы при проектировании, вплоть до кирпичной отделки стен. Особняк украшен оригинальными по форме модерновыми окнами и богатым кованым декором. В октябре 1900 года Зеленко покинул пост городского архитектора "по домашним обстоятельствам" и в скором времени уехал в Москву. Достроить особняк он не успел. Дом выкупил его коллега Филарет Засухин. Он и завершил строительство, значительно расширив здание в объеме со стороны двора. Еще до революции дом несколько раз менял владельцев, а в советские годы в бывшем особняке Зеленко разместились коммунальные квартиры. Во время одного из капитальных ремонтов были заменены все внутренние перекрытия, а первоначальная планировка утрачена. В начале 1980-х в особняке разместилась областная писательская организация, в 1996-м - местный Союз журналистов. В 2004 году проведена реставрация здания. Многие безвозвратно утраченные элементы внешнего декора воссоздали по аналогам, они не имеют отношения к первоначальной постройке. Например, кованый козырек на торцевом фасаде - копия козырька над входом в одноэтажный дом присяжного поверенного Виктора Гордзялковского, реконструированный в 1912 году по проекту архитектора Валентина Тепфера (улица Фрунзе, 147). Несмотря на отъезд, Зеленко некоторое время продолжал сотрудничать с самарскими предпринимателями. В 1903 году по его проекту построили особняк Курлиных, в котором сегодня располагается Музей модерна. Об этом здании и его архитектурных особенностях пойдет речь в следующей статье.