Профессии Ростеха: модельщик керамического производства

Виталий Завалюк − модельщик керамического производства ОНПП «Технология» им. А.Г. Ромашина − пришел на предприятие в 2010 году. Отработав пять лет резчиком стекла, он сменил направление деятельности, перейдя в подразделение, занимающееся производством изделий из технической керамики. Именно здесь специалист нашел себя в профессии модельщика керамических изделий.

Профессии Ростеха: модельщик керамического производства
© Ростех

«Свою роль сыграла случайность – помогал будущим коллегам и понял, что нашел дело, к которому лежит душа, – рассказывает Виталий. – Я вообще люблю делать все своими руками, касается ли это ремонта автомобиля или работ по дому. Кроме удовольствия от самого процесса ты видишь и конечный результат своего труда. Не полуфабрикат, не один из этапов, а нечто цельное, готовое. В моей сегодняшней работе все это присутствует».

Подразделение Виталия подготавливает производство. «Мы изготавливаем из гипса или смол модели, оснастку, выполняем другие задачи», − рассказывает он. Все это дает возможность ощутить сопричастность к созданию уникальной продукции. Это даже больше, чем просто сопричастность. Ведь именно по сделанной модели будет выпускаться реальная продукция. «По факту ты своими руками делаешь эталон», − считает Виталий.

Модельщик не относится к уникальным профессиям. Эти специалисты есть на предприятиях, выпускающих изделия из композитов, пластика или других материалов. Профессия хоть и не штучная, но хороший специалист в этом деле на вес золота, тем более что в каждом из направлений есть своя специфика. В целом же создание модели далеко не такой простой процесс, как может показаться.

По мнению Виталия Завалюка, работа модельщика предполагает наличие, казалось бы, несочетаемых качеств: склонности к творчеству и скрупулезности. «У меня эти черты присутствуют, и, наверное, такое совпадение − одна из причин, по которой я считаю, что нашел работу под себя. Работу, от выполнения которой получаю удовольствие. Потому что делаешь как для себя – честно, добротно и с любовью».

Одна из обязанностей модельщика – выкладка футеровочной плитки в барабан шликерной мельницы. На этом оборудовании готовится состав, из которого потом делают керамические изделия. Износостойкая плитка перетирает массу, делая ее пригодной для производства. На первый взгляд, задача бесхитростная: уложить на предварительно очищенную поверхность готовые плитки в заданном порядке, нанеся соответствующую разметку и подрезав излишки. Но банальна она ровно до тех пор, пока не приходит понимание, что цена ошибки – снижение ресурса оборудования, а то и остановка производства на несколько недель.

Или изготовление гипсовой модели, на основе которой будут создаваться огнеупорные комплектующие для металлургического оборудования или обтекатели для высокоскоростных летательных аппаратов. От качества выполнения этой задачи зависит многое. Правильно подготовленный состав, отсутствие каверн после заливки в форму – от этого зависит расход материалов на конечное изделие, его качество.

Как и любая другая профессия, считает Виталий, труд модельщика имеет свою специфику, нюансы. Учебных заведений по этой профессии нет, наш герой учился без отрыва от производства, совершенствуя свое мастерство, набирая опыт и усваивая знания в процессе работы.

«Не могу сказать, что тому, что я умею и знаю на сегодняшний день, тяжело научиться. Приготовить полимерный состав по заданной рецептуре и отформовать из него максимально близкую к оригиналу заготовку, которую доведет до идеала токарь на станке с ЧПУ. Сложно? Думаю, что нет. Главное, сделать эту заготовку именно максимально близкой к необходимым параметрам – так и отходов минимум, и токарь меньше времени на работу затратит.

Приготовить гипсовый состав и залить его в готовую форму? Тоже дело нехитрое. Пропорции известны, порядок действий отработан. Казалось бы, просто выполняй свои обязанности добросовестно и получай удовольствие от работы.

Прийти в эту специальность может каждый, но не каждый останется в ней. Кто-то посчитает ее монотонной, кто-то непрестижной или еще какие-то «противопоказания» найдет. А кто-то останется, потому что сразу почувствует – это его. Мне повезло, ведь то, чем я занят, полностью совпадает с моим мировосприятием и отношением к жизни. Это – мое.

У нас нормальная практика, когда за счет средств предприятия сотрудник может не только повысить квалификацию, но и получить дополнительное образование для последующего карьерного роста. Может показаться странным, но меня совершенно не интересует карьера. Просто не ощущаю такой потребности. Не всем хочется быть руководителями, и я, видимо, из числа таких. Если и существует для человека зона комфорта, то я нахожусь именно в ней.

У нас прекрасный коллектив, спаянный общим отношением к делу. Как маркер: мне задали вопрос – что будет, если сделать некачественную модель? Дескать, какой урон производству это может нанести. Я не смог ответить на этот вопрос, поскольку не смог представить, как это возможно − сделать некачественную модель».